Фея Убивающего Домика Сommander orden de la Hacha
26.03.2017 в 00:52
Пишет Оранжевы Йослик:URL записи
Снесу сюда и текст и ссылки, которые нашла.
В принципе, наверное, было бы хорошо сносить в эти темы полезную информацию, ссылки и картинки в комменты. Если кому попадется что, действительно ценное и интересное.
Дальше будет больше и не только про Ирландию, и вместе можно сделать полезное дело, и по темам потом будет легко найти, если кому что понадобится.
ОДЕЖДА КЕЛЬТОВ ИРЛАНДИИ.
Мужская одежда.
Одежда ирландских и британских кельтов в некоторых деталях походила на одежду галлов, описанную в последующей главе, однако галлы, подвергшиеся огромному римскому влиянию, довольно скоро утратили свою самобытность, в результате сохранив лишь те детали своей национальной одежды, которые были восприняты у них теми же римлянами. Культура ирландских и валлийских кельтов, скоттов и пиктов, напротив, во всём оставалась совершенно оригинальной, не будучи подвержена ничьему влиянию.
Кельты носили узкие штаны до колен или до лодыжек - осайн, подпоясанную тунику с длинными рукавами, называемую «лейне» - так и в наши дни по-гэльски называется рубашка. Лейне могла быть любой длинны – иногда это очень короткая рубаха, иногда она доходит до коленей или закрывает их, но может быть и очень длинная лейне, подол которой спускается до середины голени.
Материалом для изготовления лейне чаще всего был лён, который с древних времен выращивали в Ирландии, однако лейне короля в более позднее время, могла быть и шелковой. В более поздние врмена лейне стали шить из шерсти, и фасон ее менялся со временем..
читать дальшеЛейне надевали всегда на голое тело, через голову, вырез ее мог быть треугольными или пятиугольным, спереди мог быть сделан разрез, в таком случае ворот стягивался завязками. В древние, еще дохристианские времена, подпоясанная и украшенная вышивкой по вороту, подолу и рукавам лейне до колена длинной, узкие штаны и плащ могли составлять всю одежду ирландца. Во времена раннего средневековья поверх нижней лейне надевалась вторая рубаха - инар, или йонар, с короткими рукавами или вовсе без рукавов, длиною короче, чем лейне, подол инара мог иметь зубчатый край. Инар (йонар) мог быть льняным или шерстяным - тканым или из сукна. К IX веку инар могут шить с длинным разрезом спереди, или даже делают его и вовсе распашным. Разрез скреплялся на груди брошью, пуговицами или с помощью крючков. В холодную погоду носили также меховой жилет из овчины, волчьей, медвежьей шкуры, шерстяной шарф или шейный платок.
Лэйне
читать дальше
Йонар сверху лейне
Нашла сейчас отличные материалы по одежде кельтов в сети. Вот по лейне:
wildtrails.ru/rannyaya-gelskaya-odezhda-chast-4...
И по йонару
wildtrails.ru/rannyaya-gelskaya-odezhda-chast-6...
Кельты любили яркую, нарядную одежду, их плащи могли быть сшиты из нескольких лоскутов, окрашенных в различные цвета. Такой плащ, напоминавший римский палудаментум, брэт, его прекидывали через одно или оба плеча и скалывали на груди одной или несколькими застежками – фибулами из золота, серебра, или простых металлов – бронзы или железа. Ирландцы называли фибулу sibal . Плащ или рубашка также могли быть скреплены брошью – delg или bratgae, и фибула и брошь могли быть довольно массивны, украшены драгоценными камнями. Также среди кельтов было принято украшать свою одежду колокольчиками. Вообще кельты украшения любили и никогда ими не пренебрегали, избыток украшений в Ирландии не считался признаком дурного вкуса.
Брэт
Марк Теренций Варрон, утверждает, что толпа кельтов являла собой «довольно пёстрое зрелище». На самом деле цвет плаща кельта играл важную информативную роль, своим цветом, размером и длиной он указывал на социальный статус владельца. Так хозяева заезжих домов должны были носить плащи четырех цветов; самые пёстрые плащи носили шуты. Красный или пурпурный плащ носили знатные люди, представители королевского рода, ранние тексты говорят, что короли могли носить плащ в пять слоёв. Плащ, собственно, «брэт» шили из разных материалов, - льна или шерсти. Иногда его делали с капюшоном, он мог быть длинен или короток, это зависело от обстоятельств.
В предании «Опьянение уладов» есть описание Блаи – хозяина Заезжего Дома. Это седеющий муж, с румянцем во всю щеку, его везут в колеснице, покрытой пологом. На Блаи огромный разноцветный, шитый золотом плащ. На каждой руке у него по золотому браслету, на каждом пальце – по золотому кольцу.
Харлейский манускрипт описыват одного из кельтских вождей, Элатхана, следующим образом: «Это муж прекрасного сложения с золотистыми кудрями до плеч. На нем красуется плащ на золотом шнурке, надетый поверх куртки, расшитой золотыми нитями. На шее у него сверкают пять ожерелий, а на груди сияет самоцветными камнями золотая брошь. В руках у него два серебряных копья с бронзовыми заклёпками, а меч его украшен золотой насечкой и имеет золотую рукоять».
Жители островной Британии и Ирландии никогда, в отличие от галлов, не считали римский образ жизни образцом для себя, и никогда не были «провинцией», пытающейся во всем достичь «столичного уровня». То же происходило и в эпоху раннего средневековья, когда Византийская роскошь и пышность была в моде при европейских дворах, кельтские правители предпочитали свою лейне и братт или другой плащ, - например, большой и удобный, разрезной по бокам,наподобие римской пенулы. Такой плащ назывался «бирра», - в Британии и Ирландии его носили все сословия, в Галлии он долгое время считался одеждй бедняков. Бирру шили из плотного, грубого, ворсистого сукна. С возникновением монашества бирра стала одеянием ирландских монахов.
Одежда богатых кельтов могла быть украшена вышивкой, - как известно, никто не мог сравниться в искусстве вышивания с британскими мастерицами. В более поздние годы, ирландцы начали придавать своей национальной одежде еще большее значение, она стала для них символом сопротивления британской экспансии. Зеленый – национальный цвет Ирландии всегда был в моде в этой стране, не смотря на то, что вызывал неприязнь завоевателей, пытавшихся даже законодательным образом запретить его ношение, а, скорее всего, был в моде именно потому, что вызывал неприязнь. В старинной ирландской песне поётся:
«Когда сумеет запретить
Закон траве расти,
Когда сумеет запретить
Закон цветам цвести.
Тогда поверю – он могуч
И покорюсь ему.
А до тех пор зеленый цвет
Со шляпы не сниму»
Крестьянская одежда, вообще одежда простого кельта - часто одна рубаха - лейне. Во времена раннего средневековья это рубаха и штаны, и поверх простой плащи из грубого сукна – каракалла, бирра, брэт.
Там же толковая реконская статья про плащ
wildtrails.ru/rannyaya-gelskaya-odezhda-chast-5...
Мужские причёски и головные уборы.
Кельты, уделявшие немало внимания своей внешности, отращивали длинные волосы, и укладывали их в сложные прически, мужчины даже в большей степени, чем женщины занимались этим. В «Похищении быка из Куальнге» рассказывается о том, что у воинов, что пришли к королеве Медб волосы «падали длинными золотистыми прядями». В той же самой легенде описываются волосы Кухулина, знаменитого эпического героя кельтов, в тот момент, когда, разъярившись, он идёт в бой. «Словно ветви боярышника, которым заделывают дыру в изгорорди, свивались волосы на голове юноши. Если бы клонящуюся под тяжестью плодов благородную яблоню потрясли над его головой, ни одно яблоко не упало бы наземь, наколовшись на его грозно топорщившиеся волосы».
В другом эпизоде, после битвы, успокоенный, одетый и причёсанный герой уже не походит ни на ежа, ни на куст боярышника: «Пятьдесят прядей волос лежали между его ушами, все светло-жёлтые, словно верхушки берёз или сияние на солнце заколок из бледного золота. Пышная копна волос на голове его, прекрасная и светлая, будто вылизанная коровой. На плечах его зелёный плащ и рубаха золотой нити». Легенда описывает так же цвет волос Кухулина, и этот эпизод заставляет предположить, что кельтские мужчины окрашивали свои волосы, что, впрочем, подтверждает в своих записках и Страбон, упоминающий о том, что кельты применяют известковый раствор, высветляя свои волосы и зачесывая их назад, «подобно конской гриве».
Волосы Кухулина были «трех цветов – черные у кожи, кроваво-красные посередине, а сверху, словно корона были они золотые. Чудно лежали они тремя кольцами у затылка, и будто золотая нить был каждый из этих волос, золотистых, прекрасных, невиданно дивных цветов, что длинными прядями падали сзади на плечи». Впрочем, это описание вполне может оказаться плодом немерянного авторского воображения, тем более, что и то же самое «Похищение», и другие легенды не раз сообщают, что Кухулин невысок ростом и темноволос. Однако когда дело доходит до подробного описания и восхваления, чувство реальности кельтским авторам явно изменяет. Образ Кухулина здесь доведен до того гротеска, что свойственен кельтскому изобразительному искусству, и кажется частью замысловатого орнамента, которым, по сути дела является и вся эта легенда, и другие кельтские предания.
Бороду, обычно, принято было сбривать, или подстригать. Диодор Сицилийский подтверждает, что кельты бреют щеки и постригают бороды коротко, он же рассказывает и о каких-то невероятных кельтских усах, сквозь котроые они, словно через сито, цедят напитки во время питья (что, должно быть, было довольно неудобно)
Филиды стриглись, соответственно своей, принятой традиции – выбривая переднюю часть головы от виска до виска. Это называлось – «lomna» - «бритый», так, впоследствии в Ирландии стали называть всякого лысого человека. Волосы на затылке осталяли длинными – ниже плеч и зачесывали назад. Кос не заплетали. Если филид отращивал бороду, что было не так редко, он расчесывал ее надвое. Ирландские монахи впоследствии переняли манеру филидов выбривать лбы, - это было характерной только для ирландского духовенства тонзурой.
Что касается головных уборов, они не пользовались в мире кельтов большой популярностью, возможно, именно из-за того, что столь большое внимание уделялось красоте волос.
В Ирландии раннего Средневековья очень распространены, как плащи с капюшоном, так и куколи. Мужчины также носят шляпы из сукна, с маленькими отогнутыми полями, нередко такую шляпу, и в самом деле, украшают цветком, веткой трилистника или папоротника, птичиьм пёрышком.
Обувь.
Существует достаточно много иллюстративного материала, где ирландских кельтов, как мужчин, так и женщин, изображают босыми. Было бы, однако слишком смело предположить, что обуви они не носили никогда.
Обувью служили в основном башмаки из мягкой кожи, их привязывали ремнями к лодыжкам; сапоги. В холодную погоду ноги ниже колена обвивали тёплыми шерстяными обмотками. Носили также сандалии лёгкие туфли из льна и в мокрую погоду – крепкие башмаки на толстой деревянной подошве. Судя по некоторым сагам, ирландцы могли носить меховые гетры.
По ссылке много интересного про обувь
wildtrails.ru/rannyaya-gelskaya-odezhda-chast-9...
Женская одежда.
Кельтская женщина, в значительной степени эмансипирована, она далеко не забитое, слабое, робкое созданье, не имеющее никаких прав. Она такая же умелая и бесстрашная воительница, как и ее муж, зачастую еще более умелая и храбрая. Имена многих женщин-воинов остались в кельтской истории. Такова Боудикка, женщина царского рода, возглавившая антиримское восстание, такова Элен Лидауг (Элен с Великим Воинством), совершавшая походы в Скандинавию и Иерусалим. Нам не известно, как выглядела Элен Лидауг, но описание Боудикки оставил римский историк, грек по происхождению Дион Кассий.
«Эта женщина, - пишет Дион Кассий, - собрала своё войско числом около ста двадцати тысяч, а затем поднялась на трибунал, который был сооружен из земли, по римскому образцу. Ростом она была очень высокая, обликом весьма устрашающая, взор ее был самый яростный, а голос ее был резок; громадная копна самых рыжих волос ниспадала ей на бёдра; вокруг ее шеи было золотое ожерелье; а носила она разноцветный хитон, поверх которого был плотный плащ, скрепленный брошью. Таково было ее неизменное одеяние. И вот она ухватила копье, дабы еще более устрашить всех своих зрителей, и сказала следующее: - Не бойтесь римлян ни в чем, ибо они не превосходят нас ни числом, ни храбростью!»
Известно, что если в семье не было детей мужского пола, все права наследования оставались у дочерей, и они сохраняли их, вступая в брак. Если статус мужа до брака был ниже статуса жены, статусом хозяина обладала женщина, а не мужчина. В легенде «Похищение быка из Куальнге», рассказывается о браке короля Айлилля и дочери верховного короля Ирландии Медб. «Если б мой муж был боязливым, - говорит Медб, - наш союз был бы неравным, ибо я сама бросаюсь в битву и поединки. Позор для жены, если она смелее собственного мужа, но не позор, если они смелы оба».
Уладский воин, которого Медб ранила в битве, так описывает ее:
«Приблизилась ко мне прекрасная женщина с бледным и нежным лицом и впалыми щеками. У нее были светлые волосы и две золотые птицы на плече. На ней был темнопурпурный плащ с капюшоном. На спине у нее золотая вышивка в пять кулаков шириной. В руке у нее был острый дротик. Длинный железный меч с острой рукоятью у нее. Высока была она. Первая она ко мне приблизилась и ранила меня».
Воинственный характер кельтской женщины находит отражение и в ее одежде, - это надетая на голое тело, широкая, не стесняющая движений лейне – длинная туника с длинными рукавами. Ворот нижней лейне мог иметь треугольный, четырехугольный, пятиугольный вырез. Поверх нижней туники, иногда, как и в мужском костюме, надевается вторая - инар, короче первой. Рукава инара могли быть совсем коротки, или сильно расширяться от проймы к запястью, почти в пять раз. И лейне и инар могли быть сшиты из цветных полос или клиньев.
Тунику украшают золотым и цветным шитьем, узорами, расшивают жемчугом, драгоценными камнями. В более позднее время, верхняя туника, инар, делается распашной и подпоясывается под грудью тканым, вышитым поясом часто с красивой металлической застёжкой. Ирландки, как и их мужья, носили много украшений – ожерелья, браслеты, кольца, диадемы, иногда нашивали на одежду золотые или серебряные бляшки. Носили броши - bratgae и фибулы – sibal.
В холодную погоду кельтская женщина надевала тёплый, шерстяной плащ, не слишком отличавшийся от мужского, это тот же самый братт, бирра или каракалла, стянутая у шеи шнуром или заколотая фибулой. Женский плащ, как и мужской, служит признаком социального статуса, богатые кельтские женщины надевали один поверх другого несколько пёстрых плащей, украшали себя множеством ожерелий, браслетов для рук и ног. Героический эпос «Похищение быка из Куальнге» рассказывает о том, что на пророчице Федельм, в момент ее встречи с королевой Медб, был надет пёстрый зелёный плащ. Сама же Федельм в этот момент «ткала бахрому, держа в правой руке станок из светлой бронзы с семью золотыми полосками на концах».
Женщины, как и мужчины, в Средние Века носили плащи с капюшонами и куколи
В мире кельта тесно переплелись реальность и миф его поэтичная душа, его воображение и фантазия создают прекрасные женские образы. Такова Этайн, персонаж полумистический и дивный:
«У источника они увидели женщину. В ее руке мерцал серебряный, отделанный золотом гребень, и она собиралась омыть волосы в чаше из чеканного серебра с красновато-пурпурными драгоценными камнями по краям и четырьмя золотыми птицами по бокам, показавшимися, когда она повернула чашу. Облачена она была в окрашенное пурпуром ворсистое овечье руно, на плечах же красовались серебряные броши, украшенные затейливой филигранью с золотым орнаментом. Под верхним овчинным плащом, плотным и гладким, виднелась туника из зеленого шелка с длинным капюшоном, расшитым красновато-золотой нитью; они заметили и невиданных, волшебных животных из золота и серебра, которые, плотно сплетаясь, составляли узоры туники на ее груди, плечах и лопатках. Ее светлые, золотистые волосы были заплетены в две длинные косы, каждая из четырех прядей, причем с каждой пряди свисало по бусине. Одним ее волосы напомнили жёлтый ирис, расцветающий у воды, другим же – блеск отполированного золота. (…) Руки ее были прямыми и нежными, предплечья же белыми, словно снег, выпавший ночью, еще до восхода солнца; чистая кожа лица румянилась на щеках, словно цветы наперстянки, распустившиеся на свежем лугу. Брови ее были подобны крыльям черного жука, зубы – россыпям жемчуга, очи – искрящимся голубым звездочкам, ярко сияли пунцовые губы. (…)
На ее благородный лик упал мерцающий свет взошедшей луны; высокий лоб сиял достоинством и безупречной чистотой (…). Голос ее звучал величаво и мягко, ступала она твердо и уверенно, как настоящая королева. На всем свете трудно было бы найти женщину, столь совершенную, столь же прекрасную чаровницу».
Сватовство к Этайн (Tochmarc Étaíne ирл.) — ирландская легенда. Книга Бурой Коровы , Желтая книга Лекана) миф.цикл.
После тысячного года, ирландские традиции в одежде постепенно уступают место общеевропейской моде; к этому времени можно уже говорить о значительном норманнском и британском влиянии, хотя некоторые элементы национальной ирландской одежды будут сохраняться еще многие века.
Причёски, головные уборы.
Кельтские женщины тратили много времени на то, чтобы аккуратно расчесать, уложить и красиво подобрать свои волосы с помощью заколок и гребней. Традиционной прической ирландской или британской девушки, были две или три косы, заплетенные из двух или четырех прядей. В косы вплетали ленты, цветы, украшения, нити золотых бус, иногда концы двух кос скрепляли одной заколкой. Каждую косу могли скреплять на конце одной большой бусиной. Девушки носили также распущенные по плечам и собранные заколками у висков волосы.
В древние времена кельтские женщины не покрывали головы, капюшон и платок носили только в том случае, если стояла холодная погода или шли дожди, которые в Ирландии не редкость. Распространенной прической замужних женщин был узел, напоминавший греческий; волосы укладывали в него и скалывали низко, на затылке, прямо над шеей. Прическа могла быть украшена золотыми гребнями или заколками с изображениями животных и птиц, цветов, растительного орнамента. В девятом веке замужние ирландки носят головное покрывало – кайлле, большое, закрывающее плечи и часть спины. Кайлле могло быть покрыто узорами, вишито, отделано по краю тесьмой. Кайлле монахини или вдовы было одноцветным и украшений не имело.
Обувь.
Женская обувь от мужской, практически, не отличалась. И тоже много ходили босиком