Фея Убивающего Домика Сommander orden de la Hacha
15.05.2015 в 14:59
Пишет Оранжевы Йослик:О, эти невежественные попы и церковники!
Перепост приветствуется, ибо задолбало.
На дайри бесте атеисты слились в экстазе, и обвиняя церковь во всех грехах и невежестве, в первую очередь обнаруживают, как всегда, свое собственное безграничное невежество и нежелание хоть что-нибудь узнать непонаслышке, что-нибудь, хотя бы не на 100 проц. расхожее.
Прежде чем считать ай-кью верующего человека, очень советую посчитать своё.
Академик Павлов в своё время сказал, что религия совместима с наукой, хотя бы потому что факт существования верующих учёных отрицать невозможно.
Но у наших атеистов ай-кью же куда выше, чем у академика Павлова, Ферма или Паскаля..
Как я люблю эти противопоставления, типа "религия - наука".
Уильям Оккам, Роджер Бэкон, Кирилл и Мефодий, Николай Коперник, Томас Мор, Блез Паскаль, Вителло, Пьер Тейяр де Шарденн, Грегор Мендель, Лука Войно-Ясенецкий, Пьер Шарденн, Жорж Леметр- нет, не слышали.
Крупнейшие университеты Европы — Болонья, Сорбонна, Оксфорд — были основаны монахами и сразу же получили прямую (в том числе и финансовую) поддержку Церкви. Парижская академия наук в XVII веке была преобразована из кружка францисканского монаха Марена Мерсенна, объединившего таких ученых, как Декарт, Ферма, Паскаль. А «крестными отцами» первого российского вуза — Славяно-Греко-Латинской академии, основанной в 1685 году, были монахи — братья Иоанникий и Софроний Лихуды.
Монастыри долгое время были единственными местами, где хранились и переписывались книги. Зрение у переписчиков быстро портилось. И в середине XIII века хранитель библиотеки монастыря доминиканцев — монах Джордано да Риальто изобрел очки. Правда, несколько веков они предназначались исключительно для коррекции дальнозоркости, и неудивительно — зачем переписчику, склоняющемуся над книгой, корректировать близорукость?
Флорентийский монах Антонио Нери долгое время занимался изготовлением витражей для храмов. В 1612 он издал книгу, в которой были даны указания по использованию окислов свинца, бора и мышьяка для осветления стекла, а также даны составы цветных стекол. Именно эта книга считается первым в мире научным трудом по стеклоделанию.
В конце Х века монах Герберт де Орилла создал для города Магдебурга первые в мире башенные механические часы. В Россию они тоже пришли с помощью инока. В 1404 году монах Афонского монастыря Лазарь Сербин изобрел и установил в Москве на великокняжеском дворе башенные часы с боем.
В монах Иван Федоров издал 1564 году первую русскую печатную книгу «Апостол». Кстати, Федоров также известен и как пушечный мастер: он изобрел многоствольную мортиру.
В 1852 году монах Парфений Кизилташский, служивший в Крыму, на побережье, изобрел способ подъема затонувших грузов и кораблей.
в 1865 году австрийский монах Грегор Мендель создал генетику. Свои эксперименты, которые, в конце концов, привели к сенсационному открытию законов генетики, Мендель проводил в своем маленьком приходском саду.
А собственно, можно и небольшой, и даже не самый подробный списочек привести, да.
Блез Паскаль, французский математик, физик, философ.
Рене Декарт, французский математик, философ.
Готфрид Вильгельм Лейбниц, немецкий математик, философ, основатель Берлинской Академии наук.
Ф. Морэ (Tomas Moreux), французский астроном, аббат. Установил зависимость между количеством солнечных пятен на урожаи винограда, хлеба, цветение сирени, время прилета ласточек. О нём упоминает А.Л.Чижевский в статье "Физические факторы исторического процесса".
Христофер Шейнер, астроном, иезуит, оппонент Галилея, обнаруживший солнечные пятна примерно в одно время с Галилеем. Шейнер выдвигал гипотезу, согласно которой пятна - это небольшие тела, обращающиеся вокруг Солнца.
читать дальше
Учёные отцы-иезуиты Римской Коллегии, среди которых были математики и астрономы. В 1611 году Галилей приехал в Рим, чтобы Коллегия подтвердила факт существования солнечных пятен, что она и сделала.
Грегор Иоганн Мендель, австрийский биолог, основоположник генетики, настоятель монастыря.
Жером Лежен, французский генетик, профессор, первооткрыватель хромосомной природы синдрома Дауна. О Лежене я встретил упоминание в статье "Материализм о начале жизни". Там говорится: "Профессор Лежён был католиком и из научных фактов он делал идеалистические выводы. Например, он утверждал, что момент зачатия - это не только соединение информации с целью создания новой жизни, это ещё и возникновение новой, бессмертной души, данной самим Богом. Однако существование Бога и бессмертной души не доказано наукой". Тем не менее, автор статьи - атеист - подтверждает религиозность учёного Жерома Лежена.
Жорж Леметр, бельгийский астроном и математик, священник, созатель теории расширяющейся Вселенной.
Валентин Войно-Ясенецский (Ясеневский), в монашестве Лука, русский врач, профессор, православный епископ, святой. В медицине известен, как специалист по гнойной хирургии.
Роберт Стирлинг, шотландский изобретатель, священник (вёл службы в церкви, даже когда ему исполнилось 86 лет). Стремясь обезопасить рабочих от часто взрывающихся паровых машин, изобрел "двигатель Стирлинга" - "машину внешнего сгорания".
Исаак Ньютон. "Выдающийся английский учёный, заложивший основы современного естествознания, создатель классической физики, член Лондонского королевского общества (1627), президент (с 1703). Работы относятся к механике, оптике, астрономии, математике... Говоря о Ньютоне, нельзя забывать о другой черте его личности и его обстановки, о среде его веры, аналогичной пуританам - его современникам, но иной, чем у них, среди которой он жил. Ньютон был глубоко верующим христианином, занимавшимся не только наукой, но и теологией. Для него одно было неотделимо от другого. Христианство его было в значительной степени субъективно... Он принимал единого Бога и считал Христа только человеком. Но в то же время он принимал Библию как истинный факт, который руководил его жизнью, и много сил потратил на то, чтобы точно определить время создания и конца того временного мира, в котором он жил, для понимания которого он открыл законы всемирного тяготения... Законы мира, которые он открыл, для него были законами временного, имеющего конец мира. К Апокалипсису он относился как к истине, указывающей ближайшее будущее"
www.peoples.ru/science/physics/newton/
Николай Кузанский (Николай Кребс), итальянский ученый 15 века, философ, теолог, кардинал, епископ. "Н. К. принадлежит семь специальных трактатов по математике. Используя метод бесконечного приближения при определении квадратуры круга, тригонометрических расчётах, вычислении числа "пи", он явился одним из предшественников математического анализа 17 в. Предвосхищая космологию Н. Коперника, Н. К. учил, что земля, как и любое др. небесное тело, не может быть центром Вселенной; доказывал бесконечность и вечность мира. Занимался проблемами опытного естествознания (например, эксперимент с определением веса растущего растения), предложил реформу календаря, составил географическую карту Центральной и Восточной Европы" (БСЭ). Идёт спор, был ли он теистом или пантеистом.
Павел Флоренский, русский философ, учёный, работавший в гуманитарных, естественных и технических областях, православный священник. Получил ф.-м. образование в Московском университете, богословское образование в МДА. "...Флоренского ...приглашают на работу в ВСНХ и в Главэлектро. Здесь он делает ряд крупных научных открытий, разрабатывает теорию и практику применения полупроводников, создает особый вид пластмассы – карболит – которую стали называть "пластмассой Флоренского"... в 1933 г. арестовывают снова и приговаривают к 10 годам лагерей и ссылают на Дальний Восток... Сначала Флоренский попадает в научно-исследовательский отдел Бамлага, где изучает проблему строительства в условиях вечной мерзлоты... В 1934 году отца Павла переводят на Соловки. Здесь он делает более десятка научных открытий, занимается добычей агар-агара и йода из морских водорослей" (drevo.pravbeseda.ru/index.php?id=2524). Был расстрелян в 1937 году.
Дмитрий Сергеевич Лихачёв, русский филолог, действительный член (академик) АН СССР, затем Российской академии наук. Автор фундаментальных трудов, посвящённых истории русской литературы (главным образом древнерусской) и русской культуры. Автор сотен работ (в том числе более сорока книг) по широкому кругу проблем теории и истории древнерусской литературы... 8 февраля 1928 году арестован за участие в студенческом кружке "Космическая академия наук", где незадолго до ареста сделал доклад о старой русской орфографии, "попранной и искажённой врагом Церкви Христовой и народа российского"; осуждён на 5 лет за контрреволюционную деятельность. До ноября 1931 политзаключённый в Соловецком лагере особого назначения... (взято из "Википедии")
Михаил Васильевич Ломоносов, русский учёный-энциклопедист, поэт, переводчик, основатель МГУ... "Творчество Ломоносова было исключительно разносторонним. В его работах получили освещение почти все отрасли современного ему естествознания, горного дела и металлургии, математики, истории, филологии, языкознания, искусства, литературы". Автор од "Утреннее размышление о Божием величестве" (1743) и "Вечернее размышление о Божием величестве" (1743), стихотворных переложений псалмов и примыкающей к ним "Оды", выбранной из "Иова" (1751). "Ему казалось возможным и необходимым достижение гармонии между верой и разумом, наукой и религией: "Неверно рассуждает математик, если захочет циркулем измерить Божью волю, но не прав и богослов, если он думает, что на Псалтире можно научиться астрономии или химии"... Один из основоположников новой светской российской культуры, Ломоносов был убежден, что научное и культурное творчество требуют высокого нравственного и даже религиозного вдохновения" (энциклопедия "Кругосвет").
Иакинф (Никита Яковлевич) Бичурин - русский монах, архимандрит, миссионер, известный синолог. "...иностранный ученый мир. Клапрот прямо высказал, что отец Иакинф один сделал столько, сколько может сделать только целое ученое общество. Действительно, он писал о современном Китае в журналах, печатал книги об этой стране, публиковал переводы китайских сочинений, как о самом Китае, так и соседних странах: о Монголии, Джунгарии, Тибете... Академия Наук вообще очень сочувственно относилась к работам отца Иакинфа, награждала выдающиеся из них премиями и избрала его в 1828 г. в свои члены-корреспонденты; в 1831 г. он был избран членом Парижского азиатского общества..." (az.lib.ru/b/bichurin_i/text_0010.shtml)
Пьер Тейяр де Шарден (1881 - 1955) - французский теолог и философ, священник-иезуит, один из создателей теории ноосферы. Внес огромный вклад в палеонтологию, антропологию, философию и католическую теологию
Общество русских врачей. "17 декабря 1889г. было созвано экстренное заседание Общества в связи со смертью профессора С.П. Боткина... В церкви Губернской Земской больницы по почину Общества была отслужена панихида, певчих на которую прислал директор Александровской семинарии Н.И. Высоцкий" (www.history-ryazan.ru/node/6827)
"Ежегодно в день кончины С.П.Боткина проходило совместное заседание Общества русских врачей и Хирургического общества. Начиналось оно с панихиды, которую служили в здании Пироговского музея, а затем с научным докладом, в котором отдавалась дань памяти великого клинициста, выступал ктолибо из членов одного из обществ". Так продолжалось до 1906 года, когда атеист академик Павлов, избранный председателем Общества, отменил панихиду (Т.И.Грекова. Верил ли Павлов в Бога? - с.6)
С.М.Лукьянов (1855—1935), русский ученый-патолог, эпидемиолог, государственный деятель, писатель, обер-прокурор Святейшего Синода. "По словам митрополита Арсения (Стадницкого) был одним из лучших обер-прокуроров предреволюционного времени, старавшийся предоставить Русской Православной Церкви наибольшие свободы" (www.pstbi.ru/bin/db.exe/no_dbpath/docum/ans/new... 8XZc8affe8ctk*)
"Во второй лекции ("Пять вступительных лекций к курсам общей патологии) он пишет: "Мы различаем познание религиозное, создающее различные религии, познание философское, создающее философию и различные философские системы, познание научное, создающее науки и науку, познание художественное, создающее художества и искусство". А далее следует неожиданная и непривычная для нас мысль. Философия не есть наука. Философия это то, что объединяет все виды познания. Философия это проводник мысли между наукой и верой. И совершенно нет нужды противопоставлять одно другому. Все типы познания существовали, и будут существовать в силу природы человека, одно не может заменить другое...
Считая, что именно церковь преодолела крестьянское недоверие к школьному обучению, Лукьянов на посту обер-прокурора и после отставки, уже как член Госсовета отстаивал в Думе право независимости церковноприходских школ, возражая против подчинения их Министерству народного просвещения" (www.medline.ru/public/histm/medface/articls/1.p...)
Владимир Петрович Филатов (1875-1956) - отечественный учёный-офтальмолог, лауреат Государственной премии СССР, академик АМН СССР и АН УССР, с 1936 — директор Одесского научно-исследовательского центра глазных болезней. Особой известностью пользуется разработанный Филатовым метод пересадки роговицы. В.П. Филатов был православным верующим, о чём говорят, например, его письма другому учёному-хирургу, свят. Луке Войно-Ясенецкому:
filatovinstitute.tripod.com/filatovonweb.htm
Камилл Фламмарион (1842 - 1925). Французский популяризатор астрономии. Зигель пишет: "Несколько поколений астрономов именно ему обязаны выбором своей профессии... Фламмарион, как известно, не стал священником, никогда не был он и правоверным католиком. Однако, воспитание в набожной семье и обучение в семинарии сделали Фламмариона человеком религиозным... Отсюда - те религиозно-поэтические фантазии, те мистические настроения, которые пронизывают даже самые научные сочинения Фламмариона"
Алексей Артемьевич Любимов (Афанасий, архиепископ Холмогорский). 1641 - 1702. Сподвижник Петра Первого. Стоял у истоков русской астрономии. Создавал для походов Петра карты путей "Из Поморских стран в Швецкую землю". Между 1692 и 1696 годами оборудовал в Холмогорах обесерваторию.
Арман Давид, французский священник, миссионер и натуралист. Благодаря ему в середине 19 века европейцы узнали, что в Китае есть такие редкие животные, как олень Давида и бамбуковый медведь (большая панда) Давида. Олени Давида, жившие в императорском заповеднике, были уничтожены в результате наводнения, а затем "боксерского восстания". И этот вид сохранился до сих пор только благодаря тому, что некоторые из оленей были привезены в Европу, и там в зоопарках их популяция начала постепенно размножаться.
Расмус Малинг-Хансен (1835-1890), датский священник, ректор института для глухонемых, изобретатель. В 1865 году создал наиболее элегантную и удобную пишущую машинку того времени. Кнопки у нее располагались в виде полусферы. Машинка предназначалась для реабилитации глухонемых детей.
Сэмюэл Морзе (1791-1872), американский изобретатель и художник, создатель проводного телеграфа и "азбуки Морзе", которая используется и в наши дни в радиосвязи. "Родился в семье известного географа, священника-конгрегационалиста Джедедии Морзе (1761-1826)". То есть, как видим, и Морзе-старший успешно совмещал в себе науку с религией. Морзе-младший, будучи профессором живописи и скульптуры, в 30-х годах заинтересовался возможностью создания электрической связи. После долгих экспериментов, 24 мая 1844 года он послал первое телеграфное сообщение: "Чудны дела твои, Господи!"* по линии, протянутой от Балтимора до Вашингтона. "Получив от десяти европейских государств за своё изобретение 400 000 франков, он купил имение недалеко от Нью-Йорка, и провёл там остаток жизни среди детей и внуков, опекая школы, церкви и бедных художников".
* В 1923 году купеческий сын Владимир Кузьмич Зворыкин (1888—1982), уехавший после революции в США, инженер-электронщик, выразил свою признательность Богу с помощью другого технического средства - созданной им системы телевизионной связи, передав на расстояние изображение креста. Знал бы он, какой шабаш разгуляется на телевидении спустя несколько десятилетий...
Пьер Дюгем (1861-1916), известный французский физик, историк и философ науки (katasonov-vn.narod.ru/duhem.html). Кстати, Дюгем придерживался мнения, что современная наука возникла не вопреки, а благодаря "темному" Средневековью.
Гео́рг Ка́нтор (1845 - 1918), немецкий математик, создатель теории множеств. "Сам Кантор верил в то, что теория трансфинитных чисел была сообщена ему свыше" (Википедия)
Луи Пастер (1822-1895), французский микробиолог и химик. "Я знаю много, поэтому я верю как бретонский крестьянин"
Макс Планк (1858-1947), немецкий физик. Примечательна его работа "Религия и естествознание", в конце которой делаются такие выводы:
"Куда ни кинь взгляд, мы никогда не встретим противоречия между религией и естествознанием, а, напротив, обнаруживаем полное согласие как раз в решающих моментах. Религия и естествознание не исключают друг друга, как кое-кто ныне думает или опасается, а дополняют и обуславливают друг друга...
Следует неутомимо и непрестанно продолжать борьбу со скептицизмом и догматизмом, с неверием и суеверием, которую совместно ведут религия и естествознание, а целеуказающий лозунг в этой борьбе всегда гласил и будет гласить: к Богу!"
Николай Иванович Пирогов (1810-1881), выдающийся русский врач-хирург. О духовном пути Пирогова пишет, в частности, философ С.Л.Франк в статье "Пирогов как религиозный мыслитель" (Журнал "Путь" №32)
www.odinblago.ru/path/32/3
Также см. "Историю русской философии" Василия Зеньковского, гл. 10. "Преодоление секулярной установки на почве натурализма и позитивизма. Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой"
krotov.info/libr_min/08_z/enk/ovsky_25pirogov.h...
Раушенбах Борис Викторович (1915-2001) - советский учёный в области механики и процессов управления, один из основоположников российской космонавтики, член-корреспондент АН СССР (1966).
"...замечу, что все чаще люди задумываются: не назрел ли синтез двух систем познания, религиозной и научной? Хотя я не стал бы разделять религиозное и научное мировоззрения, а взял бы шире — логическое, в том числе и научное, и внелогическое, куда входит не только религия, но и искусство: разные грани мировоззрения. Если рассуждать грубо, очень грубо, то можно сказать, что они не зависят друг от друга. Одна половина мозга занимается логической частью познания, другая — внелогической...
Это очень грубая схема. Мне не хотелось бы так препарировать человека: вот левое, вот правое, и они совершенно не связаны. На самом деле человек — это некое единство, и ему свойственно целостное понимание мира. Обе части одинаково важны, одинаково, если можно так выразиться, дополняют друг друга...
Неверность такого деления доказывает, например, следующее: я уже говорил, что математика красива, но, с другой стороны, и религия — это логика... Существование логически строгого богословия наряду с глубоко интимным религиозным переживанием и красота сухих математических доказательств свидетельствуют о том, что на самом деле разрыва нет, есть целостное восприятие мира" (Раушенбах Б.В. Постскриптум, М: 1999, стр. 107-108)
Иозеф Мургаш (1864-1929) - словацкий католический священник, а заодно художник, изобретатель и один из первых радиолюбителей. Из-за обвинений в панславизме в 1896 г. вынужден был переехать из Словакии в США, найдя себе пристанище в церковном приходе городка Уилкс-Барр, штат Пенсильвания. В США Мургаш увлекся зарождавшейся тогда беспроволочной связью. В 1903 году предложил способ ускоренного телеграфирования, основанный на замене длинного знака "тире" коротким знаком, отличающимся по тону от знака "точки". До 1911 года Мургаш получил более 10 патентов на изобретение.
С краткой биографией Й.Мургаша можно ознакомиться в журнале "Радио" №1/1993, стр.7.
Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907) - "русский учёный-энциклопедист: химик, физик, метролог, экономист, технолог, геолог, метеоролог, педагог, воздухоплаватель, приборостроитель". О филососфких и мировоззренческих представлениях Д. И. можно узнать в его книге "Заветные мысли". Менделеев был сторонником целостного мировоззрения - "реализма". "Идеалисты и материалисты видят возможность перемен лишь в революциях, а реализм признает, что действительные перемены совершаются только постепенно, путем эволюционным". Вот что дальше пишет ученый в "Заветных мыслях":
"...один исторический материализм не исчерпывает понятия о благе человеческом, как видно даже из того, что довольных и счастливых людей всякий зрячий скорее увидит в среде недостаточной, чем между богачами... На одном материальном далеко не уйдешь в деле "общего блага" уже потому, что материальное конечно и всего не объемлет.
...по моему разумению, грань наук, доныне едва достигнутая и, по всей видимости, еще и надолго долженствующая служить гранью научного познания... эта грань сводится ... к принятию исходной троицы несливаемых, друг с другом сочетающихся, вечных ... и все определяющих: вещества (или материи), силы (или энергии) и духа (или психоза). Признание их слияния, происхождения и разделения уже лежит вне научной области, ограничиваемой действительностью или реальностью... не один граф Д.А. Толстой, а с ним целая куча людей полагают по неведению, конечно, что, занимаясь веществом и силами, ему свойственными, естествоиспытатели не признают духа, все сводят на вещество и силы. Такие бывают и есть, не отрицаю, но только преимущественно-то они и выросли на классицизме, что доказывать - скучища страшная"
падре Джамбаттиста Беккариа (1716 (1710?) - 1781) - аббат, профессор физики Туринского университета; "...остановимся ...вкратце на вышедшей в 1753 г. в Турине, безусловно, наиболее цельной и полной в то время работе по электричеству. Называлась она «Dell'elettricismo artificiale e naturale libri due» («Об электричестве искусственном и природном»), а автором ее был Джамбаттиста Беккариа... который, после того как посвятил себя математическим и геодезическим исследованиям, был назначен в 1748 г. профессором Туринского университета...
Впервые дано описание прибора, который иногда упоминается и сейчас как «термометр Киннерсли»...
До Беккариа физики различали два класса тел: проводники, все в равной степени проводящие, и изоляторы, все в равной степени изолирующие. Большой заслугой Беккариа было доказательство того, что столь четкого разграничения в действительности нет. Тем самым он ввел в физику понятие «электрического сопротивления»... Кроме того, Беккариа в 1772 г. установил следующий существенный факт: «Металлы, хотя они много более податливы (т. е. проводящи), чем все другие тела, все же оказывают некоторое сопротивление, пропорциональное длине пути, который пробегает в них искра»...
Но самый важный вклад Беккариа в исследование электрических явлений содержится в его «Lettere al Beccari» («Письмах к Беккари»)... Беккариа выдвинул гипотезу о существовании тесной связи между «циркуляцией» электрического флюида и магнетизмом".
Жан Антуан Нолле (1700 - 1770) – французский физик-экспериментатор, член Парижской АН (1739)... Исследования в области электричества, молекулярной физики, оптики. Изобрёл (1747) электроскоп, усовершенствовал лейденскую банку и способствовал её распространению во Франции, усовершенствовал электрическую машину... Первый заметил, что электричество быстрее «стекает» с остриёв, чем с тупых тел... Открыл диффузию жидкостей. Исследовал водяной пар, наблюдал его конденсацию в сосуде при откачке. Описал машину для шлифовки линз. Впервые наблюдал (1747) явление осмоса... Ввёл понятие об осмотическом давлении. При всём при том Нолле был аббатом (настоятелем) картезианского монастыря Гранд в Париже и... привлекал монахов к опытам, демонстрирующим способность электричества быстро передаваться на большие расстояния через цепочку людей.
Рудер Бошкович (1711 - 1787) - хорватский философ, физик, математик, астроном, дипломат, теолог.
"На фоне неудачных попыток Ньютона объяснить устройство микромира (Ньютону не удалось толком объяснить ни явление дифракции, ни явление адгезии, ни устойчивость атомов в твердых телах), гораздо более последовательной выглядит концепция хорватского ученого из Дубровника, члена ордена иезуитов Иосипа-Рудера Бошковича...
Свою оригинальную концепцию устройства мироздани Бошкович изложил в своей книге "Теория натуральной философии, сведенная к единому закону сил, существующих в природе", изданной в Вене в 1758 году. Позднее Бошкович написал также работу, названную им "О пространстве, времени и относительности"...
Большинство ученых XVIII века не поддержало гипотезу Бошковича, но в XIX веке она оказала влияние на ряд крупных ученых, в частности, на Майкла Фарадея, первооткрывателя закона электромагнитной индукции.
...Он был первым, кто обратил внимание на то, что сила тяготения убывает по тому же закону, что и освещенность. Из этого он делает правильный вывод, что суммарное тяготение, испытываемое Землей со стороны звезд, относится к тяготению, испытываемому Землей от Солнца, самое большее как свет звезд к свету Солнца" (Иван Лупандин. Лекции по истории натурофилософии, гл. 21 - Космология XVIII века: Бошкович, Ламберт).
Уильям (Вильям) Отред (1575-1660) - английский математик. Автор популярного учебника арифметики, сочинений по навигации и тригонометрии. Благодаря ему мы используем такие обозначения, как знаки умножения и деления (крестик и наклонная линия), "sin" и "cos". Но, пожалуй, главный вклад Отреда в математику - создание первой пригодной для практического использования логарифмической линейки - этого аналогового вычислительного механизма, который активно использовался учеными вплоть до 80-х годов 20 века.
"Отред родился в Итоне... в семье священника. Закончил Кембриджский университет (1595), после чего до 1608 года преподавал там. Затем он выбрал духовную карьеру англиканского священника, в 1608 году получил приход в Олбери, недалеко от Лондона, где и провёл большую часть своей жизни. Одновременно Отред продолжал заниматься математикой, преподавал эту науку многочисленным ученикам и вёл интенсивную переписку с видными математиками того периода"
Чарльз Бэббидж (1792-1871) - английский математик, механик, инженер, политэконом, философ, "дедушка" современной вычислительной техники. Опередив свою эпоху на десятилетия, за неимением лучшей элементной базы разрабатывал механическую вычислительную машину, аналогичную по структуре (память - арифметико-логическое устройство - устройство управления) современным компьютерам. Но не все знают, насколько разносторонни были интересы Бэббиджа. Так, его перу принадлежит богословски-апологетическое сочинение "Девятый Бриджстоунский трактат" (The Ninth Bridgewater Treatise), в котором ученый занимался вопросами отношения науки и религии. Этот трактат можно найти здесь (на английском языке):
www.victorianweb.org/science/science_texts/brid...
Брук Тейлор (1685-1731) - английский математик. Нашел общую формулу разложения функций в степенной ряд, который назван в его честь. Далее в биографии ( www.univer.omsk.su/omsk/Edu/Math/tteilor.htm ) говорится: "Но роковая "болезнь века"- переход от естественных наук к теологии и мистике завладела и Тейлором. В 1718г. он уходит с поста секретаря Королевского общества, чтобы освободить время для философской работы". Забавно видеть, как атеистам бывает "стыдно" за "недостойное повередние" некоторых ученых, как они пытаются замолчать, оправдать или сгладить проявления их религиозности, будто речь идет о чем-то постыдном типа участия в садомазо-оргиях. Ну или назвать религию философией, чтобы звучало не так "грубо". Чтобы, так сказать, не подавать дурной пример молодому поколению - а то вдруг еще подумают, что можно сочетать ученость с религиозностью!
Игорь Иванович Сикорский (1889-1972) - русский ученый, конструктор и изобретатель. Перед первой мировой войной создал тяжелый бомбардировщик "Илья Муромец". В 1918 году был вынужден эмигрировать в США. В 20-30е годы занимался гидропланами, в начале 40х стал пионером вертолетостроения. Известны его богословские сочинения, например "Oтче Наш. Размышления о Молитве Господней". Принимал участие в строительстве православного храма в Коннектикуте, Джорданвильского монастыря... Ему доверили произнести перед другими эмигрантами из России речь в честь 950-летия Крещения Руси.
Николай Николаевич Поликарпов (1892-1944) - советский авиаконструктор. Родился в селе сельского священника. Учился в семинарии, однако в дальнейшем поступил в Петербуржский "политех". С 1916 года работал на РБВЗ, совместно с Сикорским создавал самолет "Илья Муромец". В конце 20-х сконструировал знаменитый "небесный тихоход" - самолет У-2 (По-2). В 30-х годах создал другие самолеты, наиболее известный из них - И-16 ("ишак") - истребитель, прославившийся в войне в Испании. И-200 в дальнейшем перешел к Микояну, как МиГ-1. "...что мы о Поликарпове знаем? Что он сконструировал знаменитый «фанерный» По-2. Некоторые ещё слышали, что в сталинские времена он не боялся ходить в православную церковь, носил крестик..." - www.rusvera.mrezha.ru/645/5.htm - Интервью с внуком Поликарпова: "То, что дед был верующим, в семье, разумеется, помнили. Рассказывали, как он ездил к образу Иверской Божией Матери, который после разрушения часовни возле Воскресенских ворот Кремля был перенесён в храм Воскресения в Сокольниках. Оставлял машину на значительном расстоянии от церкви и шёл туда пешком. Шофёр потом с улыбкой говорил: "Будто я не знал, куда Николай Николаевич ходит"" - ruskline.ru/monitoring_smi/2011/11/08/voiny_neb...
Алистер Макграт (р. 1953) - британский (ирландский) ученый и богослов. "После завершения специализации по химии в 1975 году он начал заниматься исследованиями в области молекулярной биофизики на кафедре биохимии Оксфордского университета под руководством профессора сэра Джорджа К. Рэддэя... В 1975—1978 годах Макграт специализировался в аспирантуре Линакер-колледжа Оксфордского университета и в Мертон-колледже, затем в течение трёх месяцев специализировался в рамках Европейской организации по молекулярной биологии в университете Утрехта. В то же время Магкрат продолжал богословское образование в Оксфорде. В декабре 1977 года ему была присуждена степень доктора философии (PhD) Оксфордского университета за исследования в области естественных наук (молекулярная биофизика), а в 1978 году он завершил богословское образование"
Альфред Уайтхед (1861-1947) - британский математик, логик и философ, "вместе с Бертраном Расселом написал фундаментальный труд «Principia Mathematica» (1910—13), составивший основу логицизма и теории типов. После Первой мировой войны преподавал в Гарвардском университете, разработал собственное платоническое учение с элементами бергсонианства". Кстати, Рассел был учеником Уайтхеда. Уайтхед не был церковным прихожанином, тем не менее, он интересовался богословием и создал идеалистическое философское учение. "В начале 1925 году чета направилась в Бостон, где Уайтхед прочёл восемь лекций по теме «Наука и современный мир», в которых подверг беспощадной критике «научный материализм» как господствующее в современном мире воззрение... Свои религиозные взгляды он выразил в сжатой форме в работе «Религия в созидании» (1926), выступив с оправданием религии как отношения индивида не к иным индивидам и их группам, а к вселенной в целом"
Роберт Гроссетест (1175-1253) - английский средневековый богослов, философ, математик, оптик, космолог... Знал несколько языков: арабский, греческий, еврейский, латынь. Был епископом Линкольнского собора. (об этом ученом было написано в другой теме этого раздела, спасибо ее автору Витальке!) Подробнее о Гроссетесте: compulenta.computerra.ru/chelovek/history/10011...
Карл Ландштейнер (1868-1943) - австрийский иммунолог, нобелевский лауреат по медицине, которому человечество обязано открытию AB0-групп крови и резус-факторов, что свело к минимуму риск несовместимости, возникающий при переливании крови. Выходец из еврейской семьи, Карл в 6 лет остался без отца и воспитывался матерью, к которой был очень привязан. В 21 год вместе с ней он перешел из иудаизма в католичество ( www.answers.com/topic/karl-landsteiner ). С 1919 по 1922 годы работал прозектором (написав за это время 12 статей) в небольшом католическом госпитале Ziekenhuis в Hague, Нидерланды.
Автор подборки - М.Бабичев
URL записиПерепост приветствуется, ибо задолбало.
На дайри бесте атеисты слились в экстазе, и обвиняя церковь во всех грехах и невежестве, в первую очередь обнаруживают, как всегда, свое собственное безграничное невежество и нежелание хоть что-нибудь узнать непонаслышке, что-нибудь, хотя бы не на 100 проц. расхожее.
Прежде чем считать ай-кью верующего человека, очень советую посчитать своё.
Академик Павлов в своё время сказал, что религия совместима с наукой, хотя бы потому что факт существования верующих учёных отрицать невозможно.
Но у наших атеистов ай-кью же куда выше, чем у академика Павлова, Ферма или Паскаля..
Как я люблю эти противопоставления, типа "религия - наука".
Уильям Оккам, Роджер Бэкон, Кирилл и Мефодий, Николай Коперник, Томас Мор, Блез Паскаль, Вителло, Пьер Тейяр де Шарденн, Грегор Мендель, Лука Войно-Ясенецкий, Пьер Шарденн, Жорж Леметр- нет, не слышали.
Крупнейшие университеты Европы — Болонья, Сорбонна, Оксфорд — были основаны монахами и сразу же получили прямую (в том числе и финансовую) поддержку Церкви. Парижская академия наук в XVII веке была преобразована из кружка францисканского монаха Марена Мерсенна, объединившего таких ученых, как Декарт, Ферма, Паскаль. А «крестными отцами» первого российского вуза — Славяно-Греко-Латинской академии, основанной в 1685 году, были монахи — братья Иоанникий и Софроний Лихуды.
Монастыри долгое время были единственными местами, где хранились и переписывались книги. Зрение у переписчиков быстро портилось. И в середине XIII века хранитель библиотеки монастыря доминиканцев — монах Джордано да Риальто изобрел очки. Правда, несколько веков они предназначались исключительно для коррекции дальнозоркости, и неудивительно — зачем переписчику, склоняющемуся над книгой, корректировать близорукость?
Флорентийский монах Антонио Нери долгое время занимался изготовлением витражей для храмов. В 1612 он издал книгу, в которой были даны указания по использованию окислов свинца, бора и мышьяка для осветления стекла, а также даны составы цветных стекол. Именно эта книга считается первым в мире научным трудом по стеклоделанию.
В конце Х века монах Герберт де Орилла создал для города Магдебурга первые в мире башенные механические часы. В Россию они тоже пришли с помощью инока. В 1404 году монах Афонского монастыря Лазарь Сербин изобрел и установил в Москве на великокняжеском дворе башенные часы с боем.
В монах Иван Федоров издал 1564 году первую русскую печатную книгу «Апостол». Кстати, Федоров также известен и как пушечный мастер: он изобрел многоствольную мортиру.
В 1852 году монах Парфений Кизилташский, служивший в Крыму, на побережье, изобрел способ подъема затонувших грузов и кораблей.
в 1865 году австрийский монах Грегор Мендель создал генетику. Свои эксперименты, которые, в конце концов, привели к сенсационному открытию законов генетики, Мендель проводил в своем маленьком приходском саду.
А собственно, можно и небольшой, и даже не самый подробный списочек привести, да.
Блез Паскаль, французский математик, физик, философ.
Рене Декарт, французский математик, философ.
Готфрид Вильгельм Лейбниц, немецкий математик, философ, основатель Берлинской Академии наук.
Ф. Морэ (Tomas Moreux), французский астроном, аббат. Установил зависимость между количеством солнечных пятен на урожаи винограда, хлеба, цветение сирени, время прилета ласточек. О нём упоминает А.Л.Чижевский в статье "Физические факторы исторического процесса".
Христофер Шейнер, астроном, иезуит, оппонент Галилея, обнаруживший солнечные пятна примерно в одно время с Галилеем. Шейнер выдвигал гипотезу, согласно которой пятна - это небольшие тела, обращающиеся вокруг Солнца.
читать дальше
Учёные отцы-иезуиты Римской Коллегии, среди которых были математики и астрономы. В 1611 году Галилей приехал в Рим, чтобы Коллегия подтвердила факт существования солнечных пятен, что она и сделала.
Грегор Иоганн Мендель, австрийский биолог, основоположник генетики, настоятель монастыря.
Жером Лежен, французский генетик, профессор, первооткрыватель хромосомной природы синдрома Дауна. О Лежене я встретил упоминание в статье "Материализм о начале жизни". Там говорится: "Профессор Лежён был католиком и из научных фактов он делал идеалистические выводы. Например, он утверждал, что момент зачатия - это не только соединение информации с целью создания новой жизни, это ещё и возникновение новой, бессмертной души, данной самим Богом. Однако существование Бога и бессмертной души не доказано наукой". Тем не менее, автор статьи - атеист - подтверждает религиозность учёного Жерома Лежена.
Жорж Леметр, бельгийский астроном и математик, священник, созатель теории расширяющейся Вселенной.
Валентин Войно-Ясенецский (Ясеневский), в монашестве Лука, русский врач, профессор, православный епископ, святой. В медицине известен, как специалист по гнойной хирургии.
Роберт Стирлинг, шотландский изобретатель, священник (вёл службы в церкви, даже когда ему исполнилось 86 лет). Стремясь обезопасить рабочих от часто взрывающихся паровых машин, изобрел "двигатель Стирлинга" - "машину внешнего сгорания".
Исаак Ньютон. "Выдающийся английский учёный, заложивший основы современного естествознания, создатель классической физики, член Лондонского королевского общества (1627), президент (с 1703). Работы относятся к механике, оптике, астрономии, математике... Говоря о Ньютоне, нельзя забывать о другой черте его личности и его обстановки, о среде его веры, аналогичной пуританам - его современникам, но иной, чем у них, среди которой он жил. Ньютон был глубоко верующим христианином, занимавшимся не только наукой, но и теологией. Для него одно было неотделимо от другого. Христианство его было в значительной степени субъективно... Он принимал единого Бога и считал Христа только человеком. Но в то же время он принимал Библию как истинный факт, который руководил его жизнью, и много сил потратил на то, чтобы точно определить время создания и конца того временного мира, в котором он жил, для понимания которого он открыл законы всемирного тяготения... Законы мира, которые он открыл, для него были законами временного, имеющего конец мира. К Апокалипсису он относился как к истине, указывающей ближайшее будущее"
www.peoples.ru/science/physics/newton/
Николай Кузанский (Николай Кребс), итальянский ученый 15 века, философ, теолог, кардинал, епископ. "Н. К. принадлежит семь специальных трактатов по математике. Используя метод бесконечного приближения при определении квадратуры круга, тригонометрических расчётах, вычислении числа "пи", он явился одним из предшественников математического анализа 17 в. Предвосхищая космологию Н. Коперника, Н. К. учил, что земля, как и любое др. небесное тело, не может быть центром Вселенной; доказывал бесконечность и вечность мира. Занимался проблемами опытного естествознания (например, эксперимент с определением веса растущего растения), предложил реформу календаря, составил географическую карту Центральной и Восточной Европы" (БСЭ). Идёт спор, был ли он теистом или пантеистом.
Павел Флоренский, русский философ, учёный, работавший в гуманитарных, естественных и технических областях, православный священник. Получил ф.-м. образование в Московском университете, богословское образование в МДА. "...Флоренского ...приглашают на работу в ВСНХ и в Главэлектро. Здесь он делает ряд крупных научных открытий, разрабатывает теорию и практику применения полупроводников, создает особый вид пластмассы – карболит – которую стали называть "пластмассой Флоренского"... в 1933 г. арестовывают снова и приговаривают к 10 годам лагерей и ссылают на Дальний Восток... Сначала Флоренский попадает в научно-исследовательский отдел Бамлага, где изучает проблему строительства в условиях вечной мерзлоты... В 1934 году отца Павла переводят на Соловки. Здесь он делает более десятка научных открытий, занимается добычей агар-агара и йода из морских водорослей" (drevo.pravbeseda.ru/index.php?id=2524). Был расстрелян в 1937 году.
Дмитрий Сергеевич Лихачёв, русский филолог, действительный член (академик) АН СССР, затем Российской академии наук. Автор фундаментальных трудов, посвящённых истории русской литературы (главным образом древнерусской) и русской культуры. Автор сотен работ (в том числе более сорока книг) по широкому кругу проблем теории и истории древнерусской литературы... 8 февраля 1928 году арестован за участие в студенческом кружке "Космическая академия наук", где незадолго до ареста сделал доклад о старой русской орфографии, "попранной и искажённой врагом Церкви Христовой и народа российского"; осуждён на 5 лет за контрреволюционную деятельность. До ноября 1931 политзаключённый в Соловецком лагере особого назначения... (взято из "Википедии")
Михаил Васильевич Ломоносов, русский учёный-энциклопедист, поэт, переводчик, основатель МГУ... "Творчество Ломоносова было исключительно разносторонним. В его работах получили освещение почти все отрасли современного ему естествознания, горного дела и металлургии, математики, истории, филологии, языкознания, искусства, литературы". Автор од "Утреннее размышление о Божием величестве" (1743) и "Вечернее размышление о Божием величестве" (1743), стихотворных переложений псалмов и примыкающей к ним "Оды", выбранной из "Иова" (1751). "Ему казалось возможным и необходимым достижение гармонии между верой и разумом, наукой и религией: "Неверно рассуждает математик, если захочет циркулем измерить Божью волю, но не прав и богослов, если он думает, что на Псалтире можно научиться астрономии или химии"... Один из основоположников новой светской российской культуры, Ломоносов был убежден, что научное и культурное творчество требуют высокого нравственного и даже религиозного вдохновения" (энциклопедия "Кругосвет").
Иакинф (Никита Яковлевич) Бичурин - русский монах, архимандрит, миссионер, известный синолог. "...иностранный ученый мир. Клапрот прямо высказал, что отец Иакинф один сделал столько, сколько может сделать только целое ученое общество. Действительно, он писал о современном Китае в журналах, печатал книги об этой стране, публиковал переводы китайских сочинений, как о самом Китае, так и соседних странах: о Монголии, Джунгарии, Тибете... Академия Наук вообще очень сочувственно относилась к работам отца Иакинфа, награждала выдающиеся из них премиями и избрала его в 1828 г. в свои члены-корреспонденты; в 1831 г. он был избран членом Парижского азиатского общества..." (az.lib.ru/b/bichurin_i/text_0010.shtml)
Пьер Тейяр де Шарден (1881 - 1955) - французский теолог и философ, священник-иезуит, один из создателей теории ноосферы. Внес огромный вклад в палеонтологию, антропологию, философию и католическую теологию
Общество русских врачей. "17 декабря 1889г. было созвано экстренное заседание Общества в связи со смертью профессора С.П. Боткина... В церкви Губернской Земской больницы по почину Общества была отслужена панихида, певчих на которую прислал директор Александровской семинарии Н.И. Высоцкий" (www.history-ryazan.ru/node/6827)
"Ежегодно в день кончины С.П.Боткина проходило совместное заседание Общества русских врачей и Хирургического общества. Начиналось оно с панихиды, которую служили в здании Пироговского музея, а затем с научным докладом, в котором отдавалась дань памяти великого клинициста, выступал ктолибо из членов одного из обществ". Так продолжалось до 1906 года, когда атеист академик Павлов, избранный председателем Общества, отменил панихиду (Т.И.Грекова. Верил ли Павлов в Бога? - с.6)
С.М.Лукьянов (1855—1935), русский ученый-патолог, эпидемиолог, государственный деятель, писатель, обер-прокурор Святейшего Синода. "По словам митрополита Арсения (Стадницкого) был одним из лучших обер-прокуроров предреволюционного времени, старавшийся предоставить Русской Православной Церкви наибольшие свободы" (www.pstbi.ru/bin/db.exe/no_dbpath/docum/ans/new... 8XZc8affe8ctk*)
"Во второй лекции ("Пять вступительных лекций к курсам общей патологии) он пишет: "Мы различаем познание религиозное, создающее различные религии, познание философское, создающее философию и различные философские системы, познание научное, создающее науки и науку, познание художественное, создающее художества и искусство". А далее следует неожиданная и непривычная для нас мысль. Философия не есть наука. Философия это то, что объединяет все виды познания. Философия это проводник мысли между наукой и верой. И совершенно нет нужды противопоставлять одно другому. Все типы познания существовали, и будут существовать в силу природы человека, одно не может заменить другое...
Считая, что именно церковь преодолела крестьянское недоверие к школьному обучению, Лукьянов на посту обер-прокурора и после отставки, уже как член Госсовета отстаивал в Думе право независимости церковноприходских школ, возражая против подчинения их Министерству народного просвещения" (www.medline.ru/public/histm/medface/articls/1.p...)
Владимир Петрович Филатов (1875-1956) - отечественный учёный-офтальмолог, лауреат Государственной премии СССР, академик АМН СССР и АН УССР, с 1936 — директор Одесского научно-исследовательского центра глазных болезней. Особой известностью пользуется разработанный Филатовым метод пересадки роговицы. В.П. Филатов был православным верующим, о чём говорят, например, его письма другому учёному-хирургу, свят. Луке Войно-Ясенецкому:
filatovinstitute.tripod.com/filatovonweb.htm
Камилл Фламмарион (1842 - 1925). Французский популяризатор астрономии. Зигель пишет: "Несколько поколений астрономов именно ему обязаны выбором своей профессии... Фламмарион, как известно, не стал священником, никогда не был он и правоверным католиком. Однако, воспитание в набожной семье и обучение в семинарии сделали Фламмариона человеком религиозным... Отсюда - те религиозно-поэтические фантазии, те мистические настроения, которые пронизывают даже самые научные сочинения Фламмариона"
Алексей Артемьевич Любимов (Афанасий, архиепископ Холмогорский). 1641 - 1702. Сподвижник Петра Первого. Стоял у истоков русской астрономии. Создавал для походов Петра карты путей "Из Поморских стран в Швецкую землю". Между 1692 и 1696 годами оборудовал в Холмогорах обесерваторию.
Арман Давид, французский священник, миссионер и натуралист. Благодаря ему в середине 19 века европейцы узнали, что в Китае есть такие редкие животные, как олень Давида и бамбуковый медведь (большая панда) Давида. Олени Давида, жившие в императорском заповеднике, были уничтожены в результате наводнения, а затем "боксерского восстания". И этот вид сохранился до сих пор только благодаря тому, что некоторые из оленей были привезены в Европу, и там в зоопарках их популяция начала постепенно размножаться.
Расмус Малинг-Хансен (1835-1890), датский священник, ректор института для глухонемых, изобретатель. В 1865 году создал наиболее элегантную и удобную пишущую машинку того времени. Кнопки у нее располагались в виде полусферы. Машинка предназначалась для реабилитации глухонемых детей.
Сэмюэл Морзе (1791-1872), американский изобретатель и художник, создатель проводного телеграфа и "азбуки Морзе", которая используется и в наши дни в радиосвязи. "Родился в семье известного географа, священника-конгрегационалиста Джедедии Морзе (1761-1826)". То есть, как видим, и Морзе-старший успешно совмещал в себе науку с религией. Морзе-младший, будучи профессором живописи и скульптуры, в 30-х годах заинтересовался возможностью создания электрической связи. После долгих экспериментов, 24 мая 1844 года он послал первое телеграфное сообщение: "Чудны дела твои, Господи!"* по линии, протянутой от Балтимора до Вашингтона. "Получив от десяти европейских государств за своё изобретение 400 000 франков, он купил имение недалеко от Нью-Йорка, и провёл там остаток жизни среди детей и внуков, опекая школы, церкви и бедных художников".
* В 1923 году купеческий сын Владимир Кузьмич Зворыкин (1888—1982), уехавший после революции в США, инженер-электронщик, выразил свою признательность Богу с помощью другого технического средства - созданной им системы телевизионной связи, передав на расстояние изображение креста. Знал бы он, какой шабаш разгуляется на телевидении спустя несколько десятилетий...
Пьер Дюгем (1861-1916), известный французский физик, историк и философ науки (katasonov-vn.narod.ru/duhem.html). Кстати, Дюгем придерживался мнения, что современная наука возникла не вопреки, а благодаря "темному" Средневековью.
Гео́рг Ка́нтор (1845 - 1918), немецкий математик, создатель теории множеств. "Сам Кантор верил в то, что теория трансфинитных чисел была сообщена ему свыше" (Википедия)
Луи Пастер (1822-1895), французский микробиолог и химик. "Я знаю много, поэтому я верю как бретонский крестьянин"
Макс Планк (1858-1947), немецкий физик. Примечательна его работа "Религия и естествознание", в конце которой делаются такие выводы:
"Куда ни кинь взгляд, мы никогда не встретим противоречия между религией и естествознанием, а, напротив, обнаруживаем полное согласие как раз в решающих моментах. Религия и естествознание не исключают друг друга, как кое-кто ныне думает или опасается, а дополняют и обуславливают друг друга...
Следует неутомимо и непрестанно продолжать борьбу со скептицизмом и догматизмом, с неверием и суеверием, которую совместно ведут религия и естествознание, а целеуказающий лозунг в этой борьбе всегда гласил и будет гласить: к Богу!"
Николай Иванович Пирогов (1810-1881), выдающийся русский врач-хирург. О духовном пути Пирогова пишет, в частности, философ С.Л.Франк в статье "Пирогов как религиозный мыслитель" (Журнал "Путь" №32)
www.odinblago.ru/path/32/3
Также см. "Историю русской философии" Василия Зеньковского, гл. 10. "Преодоление секулярной установки на почве натурализма и позитивизма. Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой"
krotov.info/libr_min/08_z/enk/ovsky_25pirogov.h...
Раушенбах Борис Викторович (1915-2001) - советский учёный в области механики и процессов управления, один из основоположников российской космонавтики, член-корреспондент АН СССР (1966).
"...замечу, что все чаще люди задумываются: не назрел ли синтез двух систем познания, религиозной и научной? Хотя я не стал бы разделять религиозное и научное мировоззрения, а взял бы шире — логическое, в том числе и научное, и внелогическое, куда входит не только религия, но и искусство: разные грани мировоззрения. Если рассуждать грубо, очень грубо, то можно сказать, что они не зависят друг от друга. Одна половина мозга занимается логической частью познания, другая — внелогической...
Это очень грубая схема. Мне не хотелось бы так препарировать человека: вот левое, вот правое, и они совершенно не связаны. На самом деле человек — это некое единство, и ему свойственно целостное понимание мира. Обе части одинаково важны, одинаково, если можно так выразиться, дополняют друг друга...
Неверность такого деления доказывает, например, следующее: я уже говорил, что математика красива, но, с другой стороны, и религия — это логика... Существование логически строгого богословия наряду с глубоко интимным религиозным переживанием и красота сухих математических доказательств свидетельствуют о том, что на самом деле разрыва нет, есть целостное восприятие мира" (Раушенбах Б.В. Постскриптум, М: 1999, стр. 107-108)
Иозеф Мургаш (1864-1929) - словацкий католический священник, а заодно художник, изобретатель и один из первых радиолюбителей. Из-за обвинений в панславизме в 1896 г. вынужден был переехать из Словакии в США, найдя себе пристанище в церковном приходе городка Уилкс-Барр, штат Пенсильвания. В США Мургаш увлекся зарождавшейся тогда беспроволочной связью. В 1903 году предложил способ ускоренного телеграфирования, основанный на замене длинного знака "тире" коротким знаком, отличающимся по тону от знака "точки". До 1911 года Мургаш получил более 10 патентов на изобретение.
С краткой биографией Й.Мургаша можно ознакомиться в журнале "Радио" №1/1993, стр.7.
Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907) - "русский учёный-энциклопедист: химик, физик, метролог, экономист, технолог, геолог, метеоролог, педагог, воздухоплаватель, приборостроитель". О филососфких и мировоззренческих представлениях Д. И. можно узнать в его книге "Заветные мысли". Менделеев был сторонником целостного мировоззрения - "реализма". "Идеалисты и материалисты видят возможность перемен лишь в революциях, а реализм признает, что действительные перемены совершаются только постепенно, путем эволюционным". Вот что дальше пишет ученый в "Заветных мыслях":
"...один исторический материализм не исчерпывает понятия о благе человеческом, как видно даже из того, что довольных и счастливых людей всякий зрячий скорее увидит в среде недостаточной, чем между богачами... На одном материальном далеко не уйдешь в деле "общего блага" уже потому, что материальное конечно и всего не объемлет.
...по моему разумению, грань наук, доныне едва достигнутая и, по всей видимости, еще и надолго долженствующая служить гранью научного познания... эта грань сводится ... к принятию исходной троицы несливаемых, друг с другом сочетающихся, вечных ... и все определяющих: вещества (или материи), силы (или энергии) и духа (или психоза). Признание их слияния, происхождения и разделения уже лежит вне научной области, ограничиваемой действительностью или реальностью... не один граф Д.А. Толстой, а с ним целая куча людей полагают по неведению, конечно, что, занимаясь веществом и силами, ему свойственными, естествоиспытатели не признают духа, все сводят на вещество и силы. Такие бывают и есть, не отрицаю, но только преимущественно-то они и выросли на классицизме, что доказывать - скучища страшная"
падре Джамбаттиста Беккариа (1716 (1710?) - 1781) - аббат, профессор физики Туринского университета; "...остановимся ...вкратце на вышедшей в 1753 г. в Турине, безусловно, наиболее цельной и полной в то время работе по электричеству. Называлась она «Dell'elettricismo artificiale e naturale libri due» («Об электричестве искусственном и природном»), а автором ее был Джамбаттиста Беккариа... который, после того как посвятил себя математическим и геодезическим исследованиям, был назначен в 1748 г. профессором Туринского университета...
Впервые дано описание прибора, который иногда упоминается и сейчас как «термометр Киннерсли»...
До Беккариа физики различали два класса тел: проводники, все в равной степени проводящие, и изоляторы, все в равной степени изолирующие. Большой заслугой Беккариа было доказательство того, что столь четкого разграничения в действительности нет. Тем самым он ввел в физику понятие «электрического сопротивления»... Кроме того, Беккариа в 1772 г. установил следующий существенный факт: «Металлы, хотя они много более податливы (т. е. проводящи), чем все другие тела, все же оказывают некоторое сопротивление, пропорциональное длине пути, который пробегает в них искра»...
Но самый важный вклад Беккариа в исследование электрических явлений содержится в его «Lettere al Beccari» («Письмах к Беккари»)... Беккариа выдвинул гипотезу о существовании тесной связи между «циркуляцией» электрического флюида и магнетизмом".
Жан Антуан Нолле (1700 - 1770) – французский физик-экспериментатор, член Парижской АН (1739)... Исследования в области электричества, молекулярной физики, оптики. Изобрёл (1747) электроскоп, усовершенствовал лейденскую банку и способствовал её распространению во Франции, усовершенствовал электрическую машину... Первый заметил, что электричество быстрее «стекает» с остриёв, чем с тупых тел... Открыл диффузию жидкостей. Исследовал водяной пар, наблюдал его конденсацию в сосуде при откачке. Описал машину для шлифовки линз. Впервые наблюдал (1747) явление осмоса... Ввёл понятие об осмотическом давлении. При всём при том Нолле был аббатом (настоятелем) картезианского монастыря Гранд в Париже и... привлекал монахов к опытам, демонстрирующим способность электричества быстро передаваться на большие расстояния через цепочку людей.
Рудер Бошкович (1711 - 1787) - хорватский философ, физик, математик, астроном, дипломат, теолог.
"На фоне неудачных попыток Ньютона объяснить устройство микромира (Ньютону не удалось толком объяснить ни явление дифракции, ни явление адгезии, ни устойчивость атомов в твердых телах), гораздо более последовательной выглядит концепция хорватского ученого из Дубровника, члена ордена иезуитов Иосипа-Рудера Бошковича...
Свою оригинальную концепцию устройства мироздани Бошкович изложил в своей книге "Теория натуральной философии, сведенная к единому закону сил, существующих в природе", изданной в Вене в 1758 году. Позднее Бошкович написал также работу, названную им "О пространстве, времени и относительности"...
Большинство ученых XVIII века не поддержало гипотезу Бошковича, но в XIX веке она оказала влияние на ряд крупных ученых, в частности, на Майкла Фарадея, первооткрывателя закона электромагнитной индукции.
...Он был первым, кто обратил внимание на то, что сила тяготения убывает по тому же закону, что и освещенность. Из этого он делает правильный вывод, что суммарное тяготение, испытываемое Землей со стороны звезд, относится к тяготению, испытываемому Землей от Солнца, самое большее как свет звезд к свету Солнца" (Иван Лупандин. Лекции по истории натурофилософии, гл. 21 - Космология XVIII века: Бошкович, Ламберт).
Уильям (Вильям) Отред (1575-1660) - английский математик. Автор популярного учебника арифметики, сочинений по навигации и тригонометрии. Благодаря ему мы используем такие обозначения, как знаки умножения и деления (крестик и наклонная линия), "sin" и "cos". Но, пожалуй, главный вклад Отреда в математику - создание первой пригодной для практического использования логарифмической линейки - этого аналогового вычислительного механизма, который активно использовался учеными вплоть до 80-х годов 20 века.
"Отред родился в Итоне... в семье священника. Закончил Кембриджский университет (1595), после чего до 1608 года преподавал там. Затем он выбрал духовную карьеру англиканского священника, в 1608 году получил приход в Олбери, недалеко от Лондона, где и провёл большую часть своей жизни. Одновременно Отред продолжал заниматься математикой, преподавал эту науку многочисленным ученикам и вёл интенсивную переписку с видными математиками того периода"
Чарльз Бэббидж (1792-1871) - английский математик, механик, инженер, политэконом, философ, "дедушка" современной вычислительной техники. Опередив свою эпоху на десятилетия, за неимением лучшей элементной базы разрабатывал механическую вычислительную машину, аналогичную по структуре (память - арифметико-логическое устройство - устройство управления) современным компьютерам. Но не все знают, насколько разносторонни были интересы Бэббиджа. Так, его перу принадлежит богословски-апологетическое сочинение "Девятый Бриджстоунский трактат" (The Ninth Bridgewater Treatise), в котором ученый занимался вопросами отношения науки и религии. Этот трактат можно найти здесь (на английском языке):
www.victorianweb.org/science/science_texts/brid...
Брук Тейлор (1685-1731) - английский математик. Нашел общую формулу разложения функций в степенной ряд, который назван в его честь. Далее в биографии ( www.univer.omsk.su/omsk/Edu/Math/tteilor.htm ) говорится: "Но роковая "болезнь века"- переход от естественных наук к теологии и мистике завладела и Тейлором. В 1718г. он уходит с поста секретаря Королевского общества, чтобы освободить время для философской работы". Забавно видеть, как атеистам бывает "стыдно" за "недостойное повередние" некоторых ученых, как они пытаются замолчать, оправдать или сгладить проявления их религиозности, будто речь идет о чем-то постыдном типа участия в садомазо-оргиях. Ну или назвать религию философией, чтобы звучало не так "грубо". Чтобы, так сказать, не подавать дурной пример молодому поколению - а то вдруг еще подумают, что можно сочетать ученость с религиозностью!
Игорь Иванович Сикорский (1889-1972) - русский ученый, конструктор и изобретатель. Перед первой мировой войной создал тяжелый бомбардировщик "Илья Муромец". В 1918 году был вынужден эмигрировать в США. В 20-30е годы занимался гидропланами, в начале 40х стал пионером вертолетостроения. Известны его богословские сочинения, например "Oтче Наш. Размышления о Молитве Господней". Принимал участие в строительстве православного храма в Коннектикуте, Джорданвильского монастыря... Ему доверили произнести перед другими эмигрантами из России речь в честь 950-летия Крещения Руси.
Николай Николаевич Поликарпов (1892-1944) - советский авиаконструктор. Родился в селе сельского священника. Учился в семинарии, однако в дальнейшем поступил в Петербуржский "политех". С 1916 года работал на РБВЗ, совместно с Сикорским создавал самолет "Илья Муромец". В конце 20-х сконструировал знаменитый "небесный тихоход" - самолет У-2 (По-2). В 30-х годах создал другие самолеты, наиболее известный из них - И-16 ("ишак") - истребитель, прославившийся в войне в Испании. И-200 в дальнейшем перешел к Микояну, как МиГ-1. "...что мы о Поликарпове знаем? Что он сконструировал знаменитый «фанерный» По-2. Некоторые ещё слышали, что в сталинские времена он не боялся ходить в православную церковь, носил крестик..." - www.rusvera.mrezha.ru/645/5.htm - Интервью с внуком Поликарпова: "То, что дед был верующим, в семье, разумеется, помнили. Рассказывали, как он ездил к образу Иверской Божией Матери, который после разрушения часовни возле Воскресенских ворот Кремля был перенесён в храм Воскресения в Сокольниках. Оставлял машину на значительном расстоянии от церкви и шёл туда пешком. Шофёр потом с улыбкой говорил: "Будто я не знал, куда Николай Николаевич ходит"" - ruskline.ru/monitoring_smi/2011/11/08/voiny_neb...
Алистер Макграт (р. 1953) - британский (ирландский) ученый и богослов. "После завершения специализации по химии в 1975 году он начал заниматься исследованиями в области молекулярной биофизики на кафедре биохимии Оксфордского университета под руководством профессора сэра Джорджа К. Рэддэя... В 1975—1978 годах Макграт специализировался в аспирантуре Линакер-колледжа Оксфордского университета и в Мертон-колледже, затем в течение трёх месяцев специализировался в рамках Европейской организации по молекулярной биологии в университете Утрехта. В то же время Магкрат продолжал богословское образование в Оксфорде. В декабре 1977 года ему была присуждена степень доктора философии (PhD) Оксфордского университета за исследования в области естественных наук (молекулярная биофизика), а в 1978 году он завершил богословское образование"
Альфред Уайтхед (1861-1947) - британский математик, логик и философ, "вместе с Бертраном Расселом написал фундаментальный труд «Principia Mathematica» (1910—13), составивший основу логицизма и теории типов. После Первой мировой войны преподавал в Гарвардском университете, разработал собственное платоническое учение с элементами бергсонианства". Кстати, Рассел был учеником Уайтхеда. Уайтхед не был церковным прихожанином, тем не менее, он интересовался богословием и создал идеалистическое философское учение. "В начале 1925 году чета направилась в Бостон, где Уайтхед прочёл восемь лекций по теме «Наука и современный мир», в которых подверг беспощадной критике «научный материализм» как господствующее в современном мире воззрение... Свои религиозные взгляды он выразил в сжатой форме в работе «Религия в созидании» (1926), выступив с оправданием религии как отношения индивида не к иным индивидам и их группам, а к вселенной в целом"
Роберт Гроссетест (1175-1253) - английский средневековый богослов, философ, математик, оптик, космолог... Знал несколько языков: арабский, греческий, еврейский, латынь. Был епископом Линкольнского собора. (об этом ученом было написано в другой теме этого раздела, спасибо ее автору Витальке!) Подробнее о Гроссетесте: compulenta.computerra.ru/chelovek/history/10011...
Карл Ландштейнер (1868-1943) - австрийский иммунолог, нобелевский лауреат по медицине, которому человечество обязано открытию AB0-групп крови и резус-факторов, что свело к минимуму риск несовместимости, возникающий при переливании крови. Выходец из еврейской семьи, Карл в 6 лет остался без отца и воспитывался матерью, к которой был очень привязан. В 21 год вместе с ней он перешел из иудаизма в католичество ( www.answers.com/topic/karl-landsteiner ). С 1919 по 1922 годы работал прозектором (написав за это время 12 статей) в небольшом католическом госпитале Ziekenhuis в Hague, Нидерланды.
Автор подборки - М.Бабичев
А вы на дачу едете? Дождик же ж. Может, где-нибудь посидим часок?
Я не знаю. Мне хреново слегка.Надеюсь отпустит бошку.
Поэтому и думала где-нибудь расслабленно припухнуть, сил тащиться на Янгеля сегодня нету (((
и мыша рыдаит в ухо
И речь ведётся о тупне новообращённых,которые нихрена ни о чём не знают и рьяно проповедуют(их смешно слушать),а им не помешало бы это знание
у меня пенталгин кончился.надо ребёнка выгнать в аптеку.
Бонанза, нуавдруг?
Мы же читаем чего они пишут
И тут книжечку посоветую, очень правильная и умная книжечка.
www.catholic.perm.ru/wp-content/uploads/2011/06...
уровень умственного развития не зависит от религиозных взглядо и и ,к сожалению,даже моралии так ясноно,боюсь, исцелит меня только сердце свекрови. Или печень.
Уровень умственного развития абсолютно не зависит от религиозных взглядов. Просто люди в огромном своем большинстве перевирают Историю с большой буквы, а я как человек Историю любящий и немного чего-то из нее знающий, устала от попыток вправить им
челюсть хуком слевамозги.Мне просто надоели эти расхожие глупости читать, к примеру, о Средних Веках, о том, как средневековый человек никогда не мылся, как можно было посередь улицы достать меч и порешить пяток ни в чем не повинных граждан, опять же о том, как священники собственноручно жгли коперников. Никакого представления ни о законодательстве, ни об исполнительных органах, ни о судопроизводстве, - а были четкие кодексы, проговоренные и прописанные буквально, до тонкости. Норвежские, Шведские своды законов регламентировали сумму штрафа за разбитый нос соседа, не то что за воровство или убийство. Процесс суда инквизиции - это вам не баран чихнул, и институт Церкви в этом процессе играл роль следствия, а не прокурора, и не исполнителя. И, кстати, количество оправдательных приговоров в сотни раз превышает количество обвинительных, именно потому, что Церковь, как член следственной комиссии, доказала отсутствие состава преступления.
Вообще не люблю, когда люди пишут о том, о чем не имеют никакого представления. Ненавижу самоуверенное дилетантство.
А бога нет.
лежит агностик в постели, ночь, не может уснуть, ворочается с боку на бок и думает:
- Но все, таки, есть Б-г или нет? Есть или нет?
Вдруг слышит голос:
- Да нет Меня, спи уже!
Но анекдот может быть и про атеиста. Мало ли.Вдруг он усомнился и страдаэ.
В конце концов, как говорил архиепископ Антоний Блум "Вы в Б-га не верите, ну и не важно. Зато Он в вас верит".
Ну не надо, а... Вот только не про инквизицию.
Вердикт Церкви в результате церковных «расследований» практически никогда и никем не оспаривался. И мы не будем говорить тут о тех редких случаях, когда вердикты подтверждались или опровергались по прямому вмешательству светских властей - это были исключительно частные случаи (когда светская власть считала тут нужным вмешаться).
Очень ценно, что всё это дело сопровождалось бюрократией и уцелела куча документов.
Так что давайте спорить предметно.
Можете считать, что я слила, но я не буду сейчас ради пустого спора поднимать кучи исследований, которые просто изучала по профилю на истфаке СПбГУ.
И да, уцелела куча документов. И Папа Римский не так давно приносил свои извинения за этот, не самый прекрасный период в истории христианства.
Но если вам угодно думать, что маразма здесь не было - ваше право.
Особенно если сравнивать католическую инквизицию с тем,что потом устраивали протестанты..
Нет уж, вы поднимите, чего там.
Но если вам угодно думать, что маразма здесь не было - ваше право.
Слово "маразм" в устах историка слышать как-то странно и не научно. Ученый человек приводит факты, а не оценки.
Не знаю, чему учат в СПбГУ, но дело происходило так:
Светский суд принимал дело к рассмотрению и передавал его в следственную комиссию инквизиции. Инквизиция рассматривала дело, и либо устанавливала факт ереси или колдовства, либо опровергала.
Если факт ереси или колдовства был подтвержден, комиссия выносила приговор, которым далеко не всегда была смертная казнь. Виновного могли приговорить к изгнанию на какой-то срок, к паломничеству к Папе - за Папским прощением, или в Сант-Яго де Компостело. Могли назначить суровую епитимью, ношение четок, пост - на хлебе и воде и молитву с поклонами.
По просьбе Иоанна Павла II светскими историками было проведено подробное исследование.
В итоге что мы получаем: «Из 125 000 испытаний, проведённых в истории испанской инквизиции, 59 «ведьм» были приговорены к смерти. В Италии казнено 36 ведьм, в Португалии – 4.
Известный историк Уильям Монтер в своей монографии «Ритуал, миф и магия в Европе раннего Нового времени» (1983)пишет
"За два с половиной столетия «между 1550 и 1800 годами перед судом инквизиций предстало около 150 тыс. человек, но лишь 3000 из них были приговорены к смерти»
Тем временем, в протестантских странах
в Швейцарии с населением около 1 миллиона сожгли 4000 ведьм
в Германии с населением в 16 млн – 25 000 казней
в Дании-Норвегии с населением 970 000 – 1350 человек».
"Протестантские страны по сравнению с католическими были гораздо более суровы в отношении женщин, обвиняемых в занятиях магией или общении с демонами. Так рушится распространённое представление, милое либеральной итальянской мысли, согласно которому лютеранский протестантизм превосходил католицизм в том, что касается гарантии индивидуальных прав. Привычную морализаторскую позицию надо хотя бы дополнить исторической и спросить: альтернативой чему была инквизиция? Ответ, по-моему, очевиден: инквизиция как гласный суд была альтернативой стихийному линчеванию. Инквизиция предоставляла слово самому обвиняемому, а от обвинителя требовала ясных доказательств. В итоге — ни один другой суд в истории не выносил так много оправдательных приговоров. Для обвинения требовались показания двух свидетелей, которые в одно и то же время в одном и том же месте видели и слышали одно и то же. В случае расхождения показания свидетелей обвиняемый отпускался. Реально инквизиция функционировала как учреждение, скорее защищающее от преследований, нежели разжигающее их. Как ни странно, но у рождающейся науки и инквизиции была общая черта: и там и там требовали доказательств и не слишком верили субъективным свидетельствам, доносам и заявлениям, стараясь найти способы объективной их проверки" (с)
Прошу прощения, уточните пожалуйста источник ваших сведений.
Желательно, с учетом документов по выборке с 13-го века, хотя бы с начала казней альбигойцев.