воскресенье, 06 октября 2019
ЗПР выявили сравнительно недавно, причем ВОЗ и МКБ убрали этот диагноз из медицины. Ну, слово жопа можно отменить, только сама жопа никуда не денется. Есть группа детей с более сохранным интеллектом, чем у детей с УО, но не дотягивающая до нормы.
IQ 70...85
ЗПР характеризуется тремя основными признаками:
1. Нарушение работоспособности
2. Потеря темпа развития
3. Равнодушное или толерантное отношение к помощи (отличие от пед.запущенности).
Наиболее ярко проблемы ребенка проявляются в его познавательной деятельности (эмоциональной сфере, восприятии, памяти, мышлении, речи).
Эта проблема была замечена ближе к концу 20 века, раньше не диагносцировали.
ЗПР принято делить на два основных и очень разных вида.
читать дальше1. Эмоционально-волевой инфантилизм (ЭВИ) - это отставание созревания эмоциональной сферы по темпу.
С возрастом проблема может быть снята. Оценочно это примерно 20% от всех детей с ЗПР. Как правило, эти дети после начальной школы 7 вида могут учиться в массовой.
Первично нарушена эмоционально-волевая сфера (аффективное поведение, высокая возбудимость), из-за чего восприятие отстает в развитии, память работает с недозагрузкой (формируются отрывочные, бессистемные образы), но мышление относительно сохранно. Речь этих детей отрывочная, состоит из потребностей.
Такая задержка развития чаще всего является временной, но для того, чтобы выйти в норму, придется попахать.
ЭВИ подразделяется на 4 вида.
а) соматогенный инфантилизм - следствие перенесенного заболевания и(или) тяжелого лечения антибиотиками.
б) конституциональный инфантилизм - передается из поколения в поколение в семье по мужской или женской линии.
в) гармонический инфантилизм - когда у ребенка задержка психического и физического развития, они оба не соответствуют паспортному возрасту, как бы акселерация наоборот.
г) психогенный инфантилизм - развитие произошло в условиях жесткой эмоциональной депривации.
Перспективы детей с ЭВИ очень неплохие, большинство из них сможет со временем обучаться в массовой школе. Нормализуется темп развития, повысится работоспособность, изменится отношение к помощи.
ЗПР по типу инфантилизма неравномерна. Такой ребенок может в чем-то сильно отставать, а в чем-то опережать или быть гением. Как пример - Пушкин.
2. ЗПР органо-церебрального генеза (ОЦГ) - ее еще называют ММД, это органическое поражение мозга, но куда более слабое, чем при УО. Составлет 80% детей с ЗПР.
В случае органики первично страдает восприятие (сужено поле восприятия, внимание неустойчивое, низкий объем восприятия), память неполноценная, формируются обрывочные образы, мышление потенциально сохранно, но работает с недозагрузкой и ослабевает, речь сбивчивая, и как следствие, страдает эмоционально-волевая сфера (не хочу, не буду).
У детей с ЭВИ все было наоборот, эмоции впереди цепочки.
Задержка ОЦГ может быть не осложненной, или осложненной психопатиями. В этом случае помимо восприятия и высших психических функций поражена и эмоционально-волевая сфера. Картина развития такого ребенка очень напоминает УО, он находится на границе. И такому ребенку проще и лучше обучаться в школе 8 вида.
Дети с неосложненной ЗПР ОЦГ обучаются в школах 7 вида до выпуска в 9 классе, по упрощенным программам.
В случае ЗПР ОЦГ задержка будет сохраняться всю жизнь. Задержка носит равномерный характер (нарушены все сферы).
Как видно, тут огромные сложности с диагностикой, слишком много нюансов, и так легко не угадать и отправить ребенка не в ту школу. А это будет иметь тяжелые последствия.
Повторюсь, что в отличие от УО при ЗПР мышление сохранно. Задержана обычно познавательная деятельность, ее предпосылки (эмоциональная сфера, восприятие, память). Приходится сильно попахать, чтобы дать мышлению нужную загрузку, чтобы развитие шло максимально полно.
Примерно 1млн школьников в России с ЗПР. После окончания учебных заведений они приступают к профессиональной деятельности, и в 25 годам сливаются с массой, становятся не различимы.
@темы:
рабочее,
Матчасть