Ирландская арфа Сегодня я эльф Нафлудил. Моя ирландская рубрика в этот раз тоже будет о музыке. Точнее, об арфе. В недрах винчестера я раскопала статью, которую перевела давным-давно, и вот сейчас подумала, что стоит ее выложить. Осторожно, статья большая.
Эта арфа, что в залах божественной Тары Душу музыки в звуках являла, Нынче молча висит на стене, и порталы Онемели, и тьма их объяла. Это гордость минувшего тут затаилась, Слава прежняя здесь опочила. Сердце, что ради вольности пело и билось, Звуки арфы давно позабыло.
Нет ни воинов больше, ни женщин отважных В залах Тары, где арфа пылится, Но порою аккорд этих струн отзвучавших Из безмолвия хочет пробиться. Так проснуться стремление к вольности хочет И очнувшихся струн переливы Вновь звучат: в них забытая ярость клокочет, И призывы к сражениям живы. — Томас Мур (1779 – 1852), перевод А. Преловского
Тот, кто интересуется Ирландией, наверняка знает, что арфа — один из самых значимых ее символов. Арфа располагается на государственном гербе Ирландии. Арфа изображена на многих каменных крестах. Ее можно увидеть даже на бутылках пива «Гиннесс». Значение арфы в традиционной ирландской культуре так велико, что в ирландском языке для нее существует два слова: Cláirseach и Cruit. (По большому счету, эти слова взаимозаменямы. Однако, cláirseach чаще всего означает любую арфу вообще, необязательно кельтскую, тогда как cruit - именно старинную, "бардовскую", арфу. То, что изображено на гербе Ирландии - это cruit. - прим. пер.)
Но о какой именно арфе идет речь?
Если вы знакомы с ирландской или шотландской музыкой, вы, скорее всего, слышали в ней «кельтскую» арфу. На самом деле, ее звук так тесно ассоциируется с нынешней ирландской музыкой — популяризованной такими исполнителями как Derek Bell из The Chieftains и Moya Brennan из Clannad — что, кажется, ее невозможно не слышать.
Но, возможно, вы не знаете, что это не та арфа, о которой писал Томас Мур… и не та, что изображена бутылках «Гиннесса», ирландском гербе и каменных крестах.
На самом деле, инструмент, известный многим как «кельтская» арфа, появился в ирландской и шотландской музыку сравнительно недавно. Она была создана в 19-м веке, на основе европейской средневековой «готической» арфы; при этом по расстоянию между струнами и натяжению струн она близка к концертной или педальной арфе.
Хотя звучание такой арфы прекрасно подходит к ирландской и шотландской музыке (поэтому ее так охотно и повсеместно приняли), это, строго говоря, не кельтский инструмент, поэтому многие традиционные арфисты предпочитают называть ее «неокельтской» арфой.
Еще одно название неокельтской арфы — рычажная (леверсная) арфа. Называется она так благодаря маленьким рычажкам (леверсам), расположенным рядом с верхней частью струн: они позволяют поднять звук на полутон.
Неокельтская леверсная арфа
Рычажки дают инструменту определенную степень хроматизма, благодаря чему этот вид арф подходит для более широкого спектра музыки, чем некоторые другие традиционные арфы.
На рычажную арфу обычно натягиваются струны из нейлона (а иногда из жил). Играют на ней в той же манере, что и на педальной арфе – исполнитель ставит арфу у правого плеча и ударяет по струнам кончиками пальцев.
Обычно правой рукой на высоких струнах играется мелодия, а левой на басовых — аккомпанемент, примерно так же, как на фортепиано.
Вот хорошая запись Трины Маршалл (Tríona Marshall), исполняющей два произведения О'Кэролана на рычажной арфе. Это не тот инструмент, на каком мог бы играть сам О'Кэролан, но он прекрасно подходит для его музыки:
Настоящая арфа Тары
Тем не менее, настоящая арфа Тары — та, что вдохновляла Томаса Мура и других писателей и поэтов, воспевавших традиционную музыку Ирландии — это совсем другой инструмент. Ее мало кто видел или слышал в 21-м веке — это гэльская арфа с металлическими струнами.
Те характерные арфы, на которых играли ирландские и шотландские барды по меньшей мере с 11-го века, почти исчезли с падением старой гэльской аристократии. Они могли бы вовсе пропасть и остаться лишь на страницах книг — но несколько их экземпляров выдержали испытание временем.
Одну из них можно увидеть в библиотеке Тринити-колледжа в Дублине (иногда ее ошибочно называют арфой Бриана Бору). Этот инструмент 15-го века – и есть арфа, ставшая прообразом герба Ирландии (а заодно и эмблемы «Гиннесса»).
Арфа из библиотеки Тринити-колледжа
Более позднюю (18 век) гэльскую арфу можно увидеть в Guinness Storehouse в Дублине: это арфа Downhill Harp, принадлежавшая одному из последних ирландских арфистов старой традиции Доннаху О'Хэмси (Donnchadh Ó hAmsaigh) (в англифицированной версии – Denis Hempson).
Такими были арфы знаменитых ирландских бардов, начиная с расцвета гэльского порядка и периода «ирландского барокко» О'Кэролана до Белфастского фестиваля арфистов 1792 года. И до недавнего времени казалось, что их музыка никогда больше не будет звучать.
К счастью, во второй половине 20-го века (а именно, в 70-е годы) несколько музыкантов-энтузиастов начали тщательное исследование гэльских арф. Изучив сохранившиеся инструменты, их письменные описания и изображения игравших на них людей, они смогли воссоздать их и воспроизвести манеру игры.
У Саймона Чедвика (Simon Chadwick) есть отличный сайт о ранней гэльской арфе, включая информацию об ее истории, старинных инструментах, технике игры и современных репликах: www.earlygaelicharp.info.
В чем же разница?
Хотя на первый взгляд она похожа на другие треугольные арфы, при ближайшем рассмотрении традиционная гэльская арфа очень отличается от них. Для начала, резонатор настоящей гэльской арфы вырезается из цельного куска дерева — обычно, ивы.
Некоторые современные варианты, например, арфа Dreamsinger, имеют сборный резонатор из древесины разных сортов. Другие сделаны с традиционным цельным резонатором.
Древние арфы часто были богато украшены резным или нарисованным орнаментом и даже драгоценными камнями. Современные версии обычно делаются более простыми ради дешевизны и затраченного времени, хотя, опять же, некоторые арфисты готовы заплатить за богато украшенную арфу, соответствующую традиционному облику.
Еще одна особенность гэльской арфы — наличие резонаторных отверстий спереди, чего обычно не бывает на рычажных или педальных арфах. В старинной гэльской арфе и современных версиях это необходимо из-за сплошной задней части и более толстой деки.
Однако, самое очевидное отличие — это струны. Струны традиционной гэльской арфы изготовлялись не из жил (и, разумеется, не из нейлона), а из металлической проволоки (обычно это была латунь, хотя, как считается, использовались и драгоценные металлы, например, серебро и золото).
В современных версиях также используется латунь или иногда фосфористая бронза. Известная арфистка и поклонница арфы с металлическими струнами Энн Хейманн (Ann Heymann) играет на арфе с золотыми струнами.
Как раз эти металлические струны и создают характерный звенящий звук с долгим затуханием. Дополнительным отличием является техника игры — арфист касается струн ногтями, а не подушечками пальцев. Кроме того, струны часто расположены ближе друг к другу, чем на рычажных или педальных арфах.
Техники игры
Благодаря описаниям и изображениям мы знаем, что ранние ирландские арфисты играли ногтями, а не подушечками пальцев. Мы также знаем, что в большинстве своем они предпочитали играть, оперев арфу о левое плечо или иногда о середину груди.
При этом некоторым современным арфистам, учившимся играть на рычажной или педальной арфе, легче играть на правом плече (надо сказать, хотя игра на левом плече в давние времена была более распространена, ничто не указывает на то, что использовать правое плечо считалось «неправильным»).
Логика (а также изображения и некоторые документы) подсказывает, что на высоких струнах они играли левой рукой. Хотя также есть признаки, что они могли использовать обе руки и для мелодии, и для аккомпанемента, не разделяя их функции.
Полагаясь на эту теорию, вышеупомянутая Энн Хейманн, одна из первых, кто занялся изучением и воссозданием гэльской арфы, разработала технику под названием «парные руки» (coupled hands), которая используется многими современными кельтскими арфистами.
Возможно, самое важное при игре на такой арфе — это форма рук арфиста. Относительная близость струн и необходимость задействовать ногти требуют скругленной кисти, а не более открытой ладони, как предпочитают арфисты, играющие на нейлоновых или жильных струнах.
Из-за долгого затухания металлических струн, арфистам также приходится вырабатывать методы приглушения струн, способных вызвать диссонанс.
Это же долгое затухание позволяет создавать «гудящий» эффект, во многом характерный для ирландской и шотландской музыки.
Вот видео ирландского арфиста Пола Дули (Paul Dooley), играющего на гэльской арфе с металлическими струнами.
Но какая из арф «правильная»?
Если кратко, то, с музыкальной точки зрения, не существует «правильной» и «неправильной» арфы.
Может быть, рычажная арфа имеет не кельтское происхождение, но это прекрасный инструмент, который уже стал частью традиции (так же, как многие другие не исконно ирландские инструменты, например, вистл или бузуки), и без нее ирландская музыка была бы гораздо беднее.
Кроме того, рычажную арфу проще приобрести и легче научиться играть на ней, так что для среднестатистического музыканта это очень хороший выбор.
И все же именно гэльская арфа с металлическими струнами хранит в себе душу древней музыки Ирландии. Те, кто решают отыскать этот инструмент и овладеть игрой на нем, быстро попадают под его очарование.
Арфа недаром столько веков остается символом Ирландии. Благодаря стараниям людей, которые отказались списать ее в пыльные архивы истории, теперь «арфу, звучавшую в залах Тары», можно вновь услышать на земле бардов.