💣Бомбический доклад.
Успокоение: роль нервной системы и регуляции эмоций в успешном взаимодействии для людей с РАС. Аманда Тами.
Конференция. Аутизм. Вызовы и Решения.
Эмоциональная регуляция это (простыми словами) такая вещь, которая помогает нам замечать и изменять наши эмоциональные реакции, чтобы получать то, чего мы ходим и оставаться при этом адекватными.
Например, пробка, вы в машине с детьми, у вас фрустрация, вы хотите материться, но вы не будете это делать, сзади дети в машине. Вы регулирует себя).
Чтобы понять, о чём она сегодня рассказывала (см.слайд 2).
- вспоминаем, как раб мозг.
Части мозга.
Рептильный мозг - наши базовые функции (бежать или драться).
Лимбическая система - у всех млекопит.
Неокортекс - то, что делает нас человеком.
Три части мозга раб вместе, инфа проходит через все три части мозга и следует определенный ответ: оценка инфы, думаем об этом, эмоции дают ответ и мы реагируем в соотв с инфой, которая в нас загружена.
Но
В некот обстоятельствах, когда эмоции на пике или сост выживани главное, неокортекс отключается и вся инфа остаётся в рептильном и млекопит мозге. И это обосновано.
Когда есть опасность, надо быстро прореагировать, но опасность не всегда бывает реальной. Ее надо оценить.
🔸У всех есть окно терпимости. Туда попадает всё, что мы можем толерировать, всё, что мы можем пережить, чтобы с нами не происходило. Когда эмоции перехлест мы выходим из этого окна. Либо вверх к гипервозбуждению (бей, беги, оценить не можем, драться), либо вниз - состояние замирания (эмитация смерти) - тело не знает, как себя защитить, отключение боли, сознание отключается, уходит от настоящего, тело замирает, беспомощность.
Окна терпимости у всех разного размера, п.ч.у всех разный порог. На спектре у людей окна меньше.
Когда все три части раб синхрон - мы в окне терпимости. Мы готовы к обучению.
Вне этого окна мы ничего делать не можем, учиться тоже.
читать дальше
🔸Пирамида Маслоу. Помним.
🔸Нейроцепция. Это тело и мозг наблюдают за опасностью и безопасностью в окр среде и оценивают её. Это происх постоянно, кажд сек. Мы сканир окр среду, что мы в опасности или безопасности.
Но иногда нейроцепция начин ломаться, хотя угрозы нет. Или гейроцепция работает в обратную сторону (есть опасность, а ее не считали).
Т.е.ребенок ведёт себя защитным образом ( дерётся, убирает и др) значит, что тело ребенка реагирует в соотнош с базовым инстинктом выживания и эти вгутр процессы невидимые находятся под поверхностью, поэтому мы наблюд только СЛОЖНОЕ поведение.
У реб нейроцепция раб неправильно, у него вкл механизм выживания (бей, беги) - не способны оценить проблему, проанализ. Вне их контроля.
Надо.
Надо дать понять ребенку, что он в безопасности, чтоб смог выбрать прав выход.
🔸Соц интеракция это первый способ защиты от разнообр угроз (обрат за помощью Слайд 3. Мы можем просить помощь, поговорить, спросить. Если это не работает, то вкл бей, беги или тело замирает. Тема соц поддержки нет. Шаг пропущен.
✔️человек(реб) с Рас огранич соц коммуникация, соц навыки - в стрессе будет бей, беги или ступор - а для нас это пробл поведение.
✔️чел(реб) с Рас - может неправильн понять сигналы из окр среды - в стресс, бей, беги.
✔️чел с рас, у котор не возможн считывать вербал или эмоц сигналы с лиц людей, они чувтсв себя потерянными. Ни сигналы угроз ни сигналы безопасности они считывать не могут, поэтому они всегда могут наход в сост всё вокруг воспринимается, как угроза.
✔️люди с рас меньше дружат и случае поддержки, они не всегда могут обратиться.
🔸Во всех взаимоотношения над подкрепляют чужие эмоц ответы.
Если на нашу соц попытку взаимодействия хорошо реаг, то мы будем продолжать с ними общаться. При странной для нас их реацкцией, негати - продолж не будем.
Если взаимод с реб сложное, то реб чаще всего не будет искать это взаимод. Дальнейшая коммуникация будет нарушена.
Дети с рас не так общаются и взаимод с нами.
❗НАПРИМЕР - родитель пытается поговорить с реб, а он не реагирует или реагирует агрессивно и родит в такой ситуации тоже теряет желание незаметно для себя взаимодействовать или тоже начин раздражаться на поведение ребенка. Это ОШИБКА! Совершая эту ошибку, ребенок тоже теряет ощущение соц безопасности. Это перестает быть его методом социальной или эмоциональной регуляции. ❗Родители это первые люди, к кот ребенок обращ за помощью. В итоге сломанные сложные соц взаимоотношения. Замкнут круг взаимод реб и родителя((.
У людей с аутизмом проблемы с регуляцией эмоций и импульсами. Часто не умеют контролировать свои эмоции, переходить от одной к эмоции к другой и др.
Люди со спектром меньше контролир себя во время фрустрирующих заданий и поэтому они не могут исп эффективные стратегии. Они меньше сфокусир на цели.
Мы должны менять стратегии, которые мы используем в зависимости от ситуации. Люди с рас имеют проблемы с когнитивной подвижностью (плохо с регерацией). Люди с рас привязаны к паттернам. Стрессов у людей с Рас в разы больше (мы, норма многие стрессы не замечаем).
🔸Слайд 6.
🔸 Факторы хрупкости
-недостаток соц поддержки
-изоляция
-задержка язык развития
-терапия, фокусир на травме Слайд5.
🔸 Алекситимия - это Невозможность распознавать свои эмоциональные состояния и эмоц состояния др людей. Распр черта у людей с Рас.
Если вы не знаете, где начит возбуждаться, где начин тревожиться и не понимаете то тех пор, пока вы не на пике, вы мне можете исп никакие стратегии эмоц регуляции. А когда достигните будет уже слишком поздно - ярость.
Стратегии
1. Нам нужно закрыть потребность безопасности, т.е.создать безопасн окр среду, чтобы ребенок это понял.
2. Навыки. АВА. Расширение повед репертуара.
3. Цель - вернуть ребенка внутрь окна, чтобы он обучался ❗❗❗.
Ребенок вне окна если:
- часовые истерики, рыдает, кричит
- ярость опасная и непредсказуемая даже после решения проблемы
- качели - крик-слезы, ликование-злость
- диссоциация - тело холодеет, опускается, мускулы расслабл, сон за сек, нет реакций на стимулы
- если действуем по повед.плану, а результат не меняемся
- потеря речи тем или иным способом
Если верб ребенок спросите его!!! Почему так.
МЫ. Первая линия защиты ребёнка.
1. Валидация и эмпатия. Называем это, помогаем ребенку обозначить. Называйте то, что видите словами.
2.Потом говорите - это нормально и т.д.
3. Сканируйте окр среду. Смотрите, что вокруг происходит. Что может триггерить ребенка.
🔸АВА (слайд 6).
- Вмешательства должны быть базированы на функции и они должны базироваться на том, что мы идентифицируем как одну из 4х функций для поведения.
- Вмешательства должны пытаться удовлетворить потребность, которая стоит за функцией.
- Вмешательства НЕ должны пытаться убрать потребность.
🔸 Функции поведения и потребность, кот стоит за этими функциями (слайд 7).
- если функция поведения это внимание, внимание это связь, взаимодействие это интеракция с др людьми. Дети с проблем регуляцией нуждаются, чтобы их регулировал др человек. ТО
реб получает контакт , внимание.
- если у ребенка функция избегания (стресса), у реб нет др стратегий избегания.
- если функция получить доступ к чему то, то реб получ удовольствие и отвлек от дискомфорта и стресса.
🔸Превентимные меры (слайд 8).
Когда поняли функцию поведения (напр надо внимание) надо дать много-много внимания и это не обусловленые чем-то подкрепления - просто дать.
Если функция убегания, то нужно делать как можно больше перерывов ребенку давать или переоценить те требования, которые вы предъяв ребенку.
Должен быть доступ к подкреплениям.
Большое количество от стрессов, факторов стресса.
Большое количество выбора.
Успокаивающие стратегии.
Успокаивающие ресурсы.
Конкретная инфа ребенку.
Предсказуемость.
Стратегии регул эмоций.
Когда реб вне окна терпимости (слайд 9).
Всегда думайте, что реб хочет получить от поведения!!!!
Помним о сост мозга в стрессе в это время!!!