Процедура обучающего взаимодействия (Teaching Interaction Procedure). Очень полезная вещь для обучения вербальных детей с
РАС социальным навыкам и, что важно, более эффективная, чем известные многим социальные истории.

В чем же она состоит? Всё просто.
1. Назвать навык
- Вася, мы будем учиться просить прощения.
2. Обосновать навык (через реально существующие ценности ребенка, а не те, которые мы хотим ему "привить")
- Если ты нечаянно сделал другому больно, то он может не захотеть с тобой играть и не будет делиться игрушками.
3. Описать и продемонстрировать
- Тогда ты должен извиниться. Это делается так: "Извини меня, пожалуйста"
4. Практика (ролевая игра, сначала в воображаемой ситуации, потом в реальной)
- Давай как будто ты мне наступил на ногу. Попробуй теперь извиниться.
5. Обратная связь
- Ты очень хорошо извинился. Но в следующий раз, когда извиняешься, попробуй посмотреть на меня.
6. (опционально) Дать жетон или еще как-то подкрепить.

Мне кажется, очень полезная процедура. Во-первых, она более похожа на обычные отношения. Безо всяких специальных комиксов и соц.историй. Во-вторых, она значительно эффективнее соц.историй! Вот, например, исследование 2012 года (www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3405925/), где дети (5-13 лет) по процедуре обучающего взаимодействия выучили 18 из 18 навыков, а с помощью соц.историй - всего 4. Вот ещё статья с тем же результатом: www.autismpartnership.com.hk/wp-content/uploads....