🥇КАК ПРАВИЛЬНО СОСТАВИТЬ ПРОТОКОЛ ОБУЧЕНИЯ🥇

При работе с каждым ребенком мы используем индивидуальный протокол, адаптируя его для конкретного ученика с его уникальным набором навыков и умений. 👦👧

К сожалению, не все специалисты придерживаются такого же подхода. Многие используют в своей работе уже готовые протоколы. Лично нам совершенно не жалко, если кто-то использует наши материалы при проведении занятий. Но мы категорически против некачественной работы, а слепое следование чужим протоколам и программам - это она и есть.
Нам доводилось видеть «индивидуальные программы», которые созданы практически только с использованием «ctrl-c» / «ctrl-v». Порой даже имя ребенка забывают сменить, и в программе для Маши есть рекомендации для Васи. Также мы видели индивидуальные программы обучения, которые составлены мало того, что под копирку, но и выглядят как чек-лист или список упражнений, условно разбитых по категориям. И где индивидуальность?.. 💁

Поэтому мы приняли решение больше не выкладывать готовые примеры протоколов, чтобы не провоцировать бездумное копирование материалов. Зато мы более подробно расскажем про саму СТРУКТУРУ протокола. Это поможет родителям понять, какой должна быть действительно индивидуальная программа обучения. 👍

Итак! Что обязательно должно быть в протоколе по развитию навыка
👇

📌 ЦЕЛЬ РАЗВИТИЯ, которая должна быть четкой и конкретной. «Вася освоит навык задавать вопросы» - плохая цель. А «Вася будет задавать вопросы: «что это? кто это?» на занятиях с терапистом, с мамой на прогулке и с учительницей в классе. Без использования подсказок» - хорошая цель – конкретная, понятная, четкая.

📌 ФОРМАТ РАБОТЫ. Нужно выбрать наиболее подходящую (можно и несколько) форму обучения: обучение отдельными блоками, случайное обучение, формирование цепочки действий и т.д.

📌 ЦЕЛЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ. В этом пункте должно быть подробно описано, какое именно поведение мы можем засчитать как верное. Описание должно быть максимально подробным и понятным, чтобы любой человек, работающий с ребенком, мог понять, о чем речь. То есть «Вася задает вопросы» - плохой пример.

Хороший пример 👇
«Вася задает вопросы:
1. «Что это?» (при виде предмета в непрозрачном пакете, в фольге, в коробке)
2. «Кто это?» (при виде незнакомого человека на картинке, на видео и вживую)
Без вербальных и жестовых подсказок, кроме фразы «Посмотри, что у меня есть» и «Посмотри, кто пришел».

📌 УЧЕНИК. Тут должна быть краткая информацию об ученике. Например: «Вася, 6 лет, РАС, вербальный, умеет читать».
📌ФОРМЫ ПОДСКАЗОК. Обязательно нужно указать все формы подсказок, которые используются при обучении конкретного навыка. Физическая подсказка, вербальная, жестовая, моделинг. Также хорошо уточнить, частичная или полная подсказка будет даваться.

📌 РЕДУКЦИЯ ПОДСКАЗОК. Этот и предыдущий пункты можно обобщить, но мы предпочитаем вынести пункт с описанием удаления подсказки отдельно. Здесь нужно описать, когда и как мы будем уменьшать подсказку. Например: «Уменьшение подсказки от наибольшей к наименьшей. 1. Что это? 2. Что…? 3. Ч…?».

📌 ПООЩРЕНИЕ. Какое поощрение используется и в каком режиме. Например: «После вопроса «Что это?» Вася получает возможность развернуть фольгу/пакет и увидеть, что это новая машинка, с которой можно поиграть. Поощрения предоставляются в постоянном режиме».

📌 ПРОЦЕДУРА ОБУЧЕНИЯ. Это самая объемная часть протокола. Здесь подробно описываются все этапы работы.

Например: «Этап первый – терапист и Вася в игровой комнате. Терапист достает непрозрачный пакет и крутит его в руках. Вася смотрит на пакет и протягивает в его сторону руку, смотрит на тераписта. Терапист дает подсказку: «Что это?», Вася повторяет: «Что это?», терапист говорит: «На! Посмотри!», дает Васе развернуть пакет и комментирует: «Ого! Это новая машинка! Давай играть!».

Так нужно расписать каждый этап, вплоть до того момента, когда ребенок начинает выполнять целевое поведение.

📌 ОБОБЩЕНИЕ. В последнем пункте очень желательно указать, как задание будет усложняться. В нашем случае, после того как Вася задает вопросы «Что это?», «Кто это?» с терапистом, нужно провести обучение этому же навыку с мамой на прогулке и с учительницей в классе.

Может показаться, что написание протокола и программы обучения – это очень сложно, долго, нудно, и вообще, проще взять и скопипастить чужое, ничего страшного. 😇 Но представьте, что вы вдруг начали носить очки, сделанные по рецепту для вашей бабушки, например. Так можно и зрение испортить. А в нашем случае – целого ребенка. 🙅